«Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 8

Актёр должен уметь представить себя в положении другого человека. Это основа его профессии. Поэтому вообразите, что вы, именно вы, принимаете экзамен в театральное училище и из нескольких тысяч поступающих вам нужно отобрать всего 10-15 человек.

Представьте, что вы сидите за столом, а перед вами, один за другим, абитуриенты читают стихи, прозу, басню. Но в их исполнении нет ничего нового, оригинального. Вы видите одни и те же штампы. Абитуриент лишь начинает исполнять басню, а вам уже ясно, что будет дальше. И вы редко ошибаетесь. Вы принимаете экзамены уже много лет, и все эти жесты и интонации видели и слышали тысячи раз.

Но вот начинает читать басню очередной абитуриент. И рассказывает эту историю так, как до него её никто не рассказывал. Персонажи басни предстают в его исполнении живыми людьми, которых он хорошо знает. Он знает их характеры, привычки, манеру поведения. Он даже знает их тайные мысли.

Вы просите абитуриента прочесть ещё одну басню.

И снова – хоть вы слышите текст этой басни в сотый раз – идёт рассказ про людей, которых поступающий хорошо знает.

Разве вы не примете такого абитуриента на свой курс?

Поэтому приучите себя думать в логике экзаменаторов, влезьте в их шкуру. Единственное, что может их заставить обратить на вас внимание – ваша уникальность, ваша непохожесть на других. Если они в вас этого не увидят, не стоит на них обижаться, что они вас не приняли.

Поэтому наши предыдущие уроки нацелены на то, чтобы помочь вам раскрыть вашу индивидуальность. Поэтому мы всё время повторяли: не учите басню наизусть без подготовительной работы. Без неё вы сядете на традиционные штампы исполнения. Единственное средство от штампов – ваш уникальный жизненный опыт. Лишь то, что вы в нём почерпнёте, поможет вам выделиться на фоне других. К этому мы вас и вели.

***

Но теперь наша подготовительная работа окончена. Её итог подведён в Уроке 6 и Уроке 7, и вы уже выучили басню наизусть и готовы исполнять её на экзамене.

– Всё, – спросите вы, – работа над басней окончена?

– Нет! Нет! И нет! Если вы хотите поступить, её надо продолжать.

Экзаменаторам мало одного вашего чтения. Им важно понять, что вы собой представляете. А главное – они хотят понять, можете ли вы упорно работать? Способны ли вы к творческому поиску?

Ведь профессия актёра это непрерывный поиск.

– Сыграй так, – говорит ему режиссёр.

И актёр должен суметь сыграть роль именно так.

– А теперь попробуй вот так.

И он должен сыграть роль иначе. Актёр должен уметь вложить в один и тот же текст совсем иное содержание.

И вы должны быть готовы показать, что обладаете этой способностью.

Например, вы исполняете «Ворону и Лисицу» от лица Лисицы. Иными словами, вы рассказываете историю о том, какая Ворона дура. В этой трактовке изображаемый вами рассказчик – Лисица – это умный, самоуверенный и циничный человек. Вы рассказываете эту историю, издевательски посмеиваясь над Вороной.

Но экзаменаторы могут попросить вас исполнить басню от лица Вороны. А это уже совсем другой рассказчик. Вороне неловко и стыдно рассказывать историю о том, как ловко её провели. И басня от лица такого рассказчика зазвучит совсем иначе.

Именно для того, чтобы подготовить вас к выполнению подобных заданий, мы так тщательно анализировали действия героев басни. Теперь вам надо наработать самые разные варианты исполнения басни. Чем больше вы их наработаете, тем легче вам будет на экзамене.

***

Задание 25

Расскажите басню от лица Вороны.

Но прежде чем это сделать, сыграйте, как  ведёт себя Ворона, поняв, что Лисица её надула. В этом состоянии и расскажите басню от её лица.

***

Задание 26

Расскажите басню от лица Лисицы.

Но сначала найдите пластику Лисицы после того, как она упёрла сыр. Элементы этой пластики помогут вам рассказать басню от её лица.

***

Задание 27

Расскажите басню от лица того, кто наблюдал за этой сценой со стороны.

Но сначала придумайте характер того, от чьего лица вы будете вести этот рассказ.

Например, расскажите басню от лица занудливого пожилого человека.

Затем расскажите её лица подвыпившего придурка.

Придумайте самых разных наблюдателей.

***

Задание 28

Расскажите «Ворону и Лисицу» от лица Медведя или Мышки. Как они вели бы себя, оказавшись на месте Лисицы?

Придумайте иных рассказчиков. Они могут быть кем угодно, вашу фантазию никто не ограничивает.

***

Эти задания научит вас обращаться с текстом совершенно свободно. Выполняя их, вы учитесь импровизировать, а это уже настоящее актёрство.

***

Если герои басни, которую вы читаете, звери, птицы или насекомые, мы рекомендуем вам понаблюдать за ними в жизни. Экзаменаторы часто попросят исполнителей «Вороны и Лисицы» показать настоящую ворону или лисицу. Если вы к этому заранее не готовы, то наверняка станете изображать лисицу из какого-нибудь мультика. – Вы не первый, кто так делает.

***

Задание 29

Наблюдайте поведение настоящих ворон, собак, кошек, воробьёв, голубей. Так вы не только готовитесь к экзамену, но и тренируете наблюдательность – одно из основных качеств актёра.

Наблюдайте и копируйте, повторяя движения животных, их пластику.

Естественно, найди живую лисицу непросто. Но тут вам поможет Интернет. Зайдите на Ютуб, наберите в прииске слово лиса или лисица, и вам вывалится десяток видеороликов, Смотрите и тренируйтесь.

***

Помните главное – мастер, который набирает студентов, ищет людей увлечённых, трудолюбивых, любопытных. Продемонстрировать эти качества на экзамене не менее важно, чем хорошо прочитать подготовленную программу.

***

У нас остался один, последний урок – «Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 9, где мы подведем итоги проделанной работы.