«Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 5

Урок 1, урок 2 и урок 3 были посвящены анализу действий Лисицы. В уроке 4 мы начали анализ поведения Вороны. Но прежде, чем его продолжить, разберём самое начало басни:

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Какой смысл вкладывает Крылов в эти строки? От того, как вы ответите на этот вопрос, будет зависеть то, как вы их произнесёте. Вы можете произнести их, осуждая льстеца, а можете – осуждая того, кому льстят. А Какой вариант имел сам Крылов?

Мы знаем, что лесть – это похвала, которую говорят с какой-то скрытой целью. Мы ловимся на лесть потому, что нам нравится, когда нас хвалят. Нам это приятно. Поэтому мы редко возражаем, а если и возражаем, то делаем это не очень искренне.

Почему так происходит?.

Как мы уже говорили, механизм крайне прост.

Скажем, вы считаете себя красивым, талантливым, умным. Естественно, вы никогда вслух этого не говорите, так как вы ещё и скромный. Вы держите эти мысли в тайне от других.

Но вот вам кто-то другой говорит, что вы – красивый, талантливый и умный. Он хвалит вас с какой-то скрытой целью, но ведь вы этого не знаете. Вы уверены в его искренности. Вам трудно понять, что это лесть, так как он говорит ровно то, что вы сами думаете. То есть, он говорит правду. А против правды не попрёшь.

То есть мы «ловимся» на лесть потому, что льстец озвучивает нам наши тайные мысли о самих себе.

А человек так устроен, что он постоянно думает о себе. Психологи утверждают, что более 90% наших мыслей –  мысли о самих себе. Но ведь не может же человек, непрерывно думать про себя плохо. Обязательно есть что-то, что он считает в себе хорошим качеством. И, естественно, ему будет приятно, если это заметит кто-то другой. А раз так, то он уязвим для лести и «развести» на лесть можно любого.

Поэтому лесть неискоренима. Поэтому и начинает Крылов басню со слов:

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Обратите внимание – эти слова даже не мораль. В них нет характерного для морали поучения. Это грустная констатация факта. Крылов сам много раз бывал и в шкуре Лисицы, и в шкуре Вороны. Он хорошо знает ситуацию изнутри, знает, что в душе каждого есть уязвимый уголок.

Помочь вам понять героев басни изнутри – вот цель заданий, которые мы вам даём. Поэтому мы всё время повторяем: не спешите учить текст наизусть, чтобы не заучить неверную интонацию. Цель предварительной работы – понять замысел автора. Понять не головой, а на «собственной шкуре», пережив все связанные с этим эмоции. Только так вы найдёте верную интонацию.

***

Но возвращаемся к Вороне..

Наша цель – определить, что Ворона делает, найти точный глагол, который опишет её действие, Глагол сидит – не подходит. Действие сидеть ничего не передаёт, его невозможно сыграть, для актёра оно неинтересно. Мы должны найти что-то другое.

На предыдущем занятии (Урок 4) мы высказали предположение, что Ворона не просто тупо сидит на дереве, а что она занята очень активным делом – она мечтает. Она так захвачена картинами, которые проносятся в её воображении, что не контролирует выражение собственной физиономии и ничего не видит вокруг. Она представляет себя царицей!

Но почему она вдруг размечталась о том, что станет царицей?

Дело в том, что в басне есть ещё один персонаж – это Бог. Он существует лишь в воображении Вороны, но этого достаточно, чтобы у неё «снесло крышу».

Вспомните, как бурно реагирует Ворона на слова Лисицы

«Вещуньина  с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, –

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло».

Почему вдруг такая неадекватная реакция? Ведь Крылов называет слова Лисицы всего лишь «приветливыми». Но Ворона видит в них какой-то иной особый смысл и приходит от них в восторг.

А всё потому, что, решив сначала, что сыр ей послан Богом, она продолжает жить в этой же логике. Если Бог послал сыр, значит, и Лисица его посланник. Он послал её сказать Вороне о своём решении. Поэтому у Вороны такая бурная реакция. То, о чём только что мечтала, свершилось!

Что тогда могло предшествовать мечтам Вороны? Только одно – её особые отношения с Богом. А эти отношения всегда имеют одну и ту же форму – молитва.

Задумайтесь: с чего это вдруг Ворона громоздится на ель?

Заглянем в словарь, чтобы узнать точное значение слова взгромоздиться.

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое.

Зачем Вороне это надо? Только с одной целью – быть ближе к Богу. Взгромоздясь, она смотрит вверх, благодарит Бога за сыр и молится о другой милости – сделать её царицей. А закончив молитву, начинает мечтать. И тогда появление Лисицы – знак того, что молитва дошла. Вот почему такая бурная реакция на слова Лисицы.

Вот чем наполнено пребывание Вороны на дереве. Взгромоздившись, она благодарит Бога и обещает оправдать его милость, затем просит сделать её царицей, клянётся, что лучшей царицы, чем она, быть не может, и тут на неё накатывают мечты, что она уже царица. И сразу же появляется Лисица, говоря, что всё решено, и молитва Вороны дошла до Бога. И Ворона уже не может сдержать восторг. И тогда она не просто песенку поёт – она хвалу Богу поёт. Она на Лисицу в этот момент и не смотрит. Она снова устремлена вверх, к Богу.

То есть сидение Вороны на ёлке до предела насыщено действием. А это уже то, что актёр может сыграть.

***

Естественно, наше объяснение поведения Вороны – лишь одна из возможных трактовок басни. Ваша трактовка может быть и иной. Сколько актёров – столько и вариантов. Главное помните, ваша трактовка должна всё объяснять в тексте. Вы хорошо исполните басню только в том случае, если будете хорошо представлять себе, что стоит за каждой фразой и словом автора.

И ещё одно замечание. Мы так подробно анализируем басню с одной-единственной целью – показать вам все варианты и направления, возможные в вашей самостоятельной работе.

***

А теперь переходим к упражнениям. Помните, их цель – натренировать  ваше умение вызывать в нужное время творческое состояние.

Задание 19

Даже если вы не верите в Бога, вам всё равно приходилось в жизни молиться. Поэтому вспомните, как вы ведёте себя в этом состоянии, вспомните пластику своего тела, движение рук, положение головы.

Куда устремлены ваши глаза?

Как они двигаются?

Как двигаются кисти рук?

Какие слова вы произносите про себя? Или вы их шепчите?

В каком темпе, ритме это происходит?

Пересыхает при этом во рту или нет?

Что проносится в эти моменты перед вашим внутренним взором?

Замечаете ли вы в эти минуты то, что происходит вокруг вас?

***

Если, ища ответы на эти вопросы, вы захотите встать и начать играть – играйте! Но главное – запоминайте. Вы должны запомнить не только пластику своего тела, но и ритм своего существования в такие минуты.

Выполнив это задание, переходите к следующему.

Задание 20

Понаблюдайте за людьми, которые о чём-то задумались. Обратите внимание на то, как по-разному они себя ведут. Наблюдайте и запоминайте их пластику.

И обязательно фиксируйте свои наблюдений на бумаге. Если вы ещё не завели специальную тетрадь, куда вы их записываете – заведите её!

Всё, что вы делаете, может пригодиться вам на экзамене в театральное училище.

***

И не спешите переходить к следующему уроку, не выполнив задания предыдущего. Только если вы их выполнили идите дальше – «Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 6