Как выбрать басню

Как это ни покажется вам странным, но разговор о басне мы начнём с разговора – о спорте.

Чем увлекает зрителей спорт? – Действием. Вот футболист с мячом рвётся к воротам. Его цель – забить гол. На пути к цели он должен преодолеть массу препятствий – обвести одного защитника, второго, третьего, Вот он делает ложный замах, заставляя вратаря броситься в один угол, а сам бьёт в другой, и мяч влетает в ворота. Зрители вскакивают и ревут от восторга.

Почему они так эмоциональны?

В первую очередь потому, что каждый из них был всем своим телом включен в действие футболиста.

Вспомните, как вы смотрите футбол, баскетбол, бокс, фигурное катание, короче, то, что вы любите. Вы не просто смотрите, ваше тело включается в действия спортсменов, ваши мышцы повторяют их действия. Вы вскидываете руки, сживаете кулаки, вскакиваете. Вы вместе с ними бежите, прыгаете, бьёте. Вспомните, что делают ваши руки, когда боксёр, за которого вы болеете, наносит удар. – Ваши кулаки тоже сжаты, вы бьёте и уклоняетесь от ударов вместе с ним.

Сидя на скамейке или в кресле вы не можете бежать вместе со спортсменом, но все те движения, которые вы можете сделать сидя, вы делаете.

Но вот. футболист забивает гол, вскидывает руки вверх, кричит, прыгает от радости. И тут вы уже делаете то же самое, что и он. Вы вскидываете руки вверх, вскакиваете, кричите, обнимаетесь, прыгаете от радости.

Именно потому, что спортивные состязания включают в процесс сопереживания всё тело болельщика, они и вызывают такие эмоции.

А теперь вспомните, что происходит, когда вы смотрите хороший фильм или спектакль? Вспомните, как вы себя ведёте, когда увлечены какой-то сценой. Вот герой фильма спрятался и затаился, враги его ищут, они  убьют его если найдут. Вы видите на экране его лицо, он не дышит, чтобы не обнаружить себя. Что в этот момент происходит с вами? – Вы тоже сдерживаете дыхание, Вы и те, кто смотрит фильм вместе с вами, тоже замерли. Ваши мышцы непроизвольно напряжены, вы проживаете эту минуту вместе с героем фильма. Но вот опасность миновала, – и по зрительному залу проносится дружный вздох облегчения – мышечное напряжение зрителей спадает, и они переключаются в другое эмоциональное состояние.

Что так увлекает зрителя и в том и в другом случае? – Действие.

Спортсмены действуют. Персонажи фильма или спектакля тоже действуют. У героя есть цель и он идёт к ней, преодолевая препятствия. Мы, зрители, сопереживаем ему только потому, что он действует. Наше тело, наши мышцы включаются. Вспомните, что происходит с такой нашей мышцей, как сердце – оно то бьется чаше, то снова успокаивается.

Любым нашим эмоциям соответствуют те или иные мышечные напряжения, та или иная мышечная активность.

Хороший актёр включает наши эмоции включая наши мышцы. Но чтобы сделать это, он должен включить свои мышцы. А для этого есть только один способ – актёр должен действовать. Всё в спектакле или фильме проявляется через действие персонажей. Только если актёр на сцене увлечён действием своего персонажа, он заставит нас сопереживать.

Что значит – играть роль? Это значит – действовать от лица вымышленного персонажа. Только если актёр по-настоящему увлечён этим действием, зритель ему поверит и начнёт сопереживать.

А теперь вернётся к экзаменам в театральный.

Задача членов приёмной комиссии отобрать из множества поступающих тех, что обладает этой способностью – увлеченно действовать на сцене. Если поступающий может увлечься действием персонажа так, что заразит им зрителей, значит, у него есть актёрские данные. Именно на эту способность поступающего и смотрят экзаменаторы в первую очередь. И только во вторую – на внешние данные.

Поэтому на экзамене во все театральные вузы требуют исполнение басен. В баснях, как правило, персонажи всегда активно действуют.

Конечно, существуют басни, где нет активного действия. Их для экзамена лучше не брать. Члены приёмной комиссии хотят увидеть, способны ли вы увлечься активным действием своего персонажа. Исходя из этого выбирайте те басни, где персонажи активно действуют. Слава богу, в русской литературе есть из чего выбрать. Один только Иван Андреевич Крылов написал около 200 басен.

Так как для экзамена обычно требуется подготовить 2-3 басни, выберите такие, чтобы действия их персонажей были как можно более разнообразными. Ваша задача – продемонстрировать вашу способность действовать на сцене. И чем разнообразнее будет ваша палитра, тем больше у вас шансов.

Но не заучивайте басни наизусть, не проанализировав их. Басня – это коротенькая пьеса, которую вам предстоит исполнить. А работа над спектаклем – процесс непростой.

Как построить эту работу, на какие этапы её желательно разбить, смотрите в статье

«Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 1.