Русский Бродвей

1

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Как подготовить этюд. Пошаговая инструкция.

На экзаменах в театральное училище вас ждут этюды – вы получите задание сыграть вместе с другими поступающими некую сцену.

Как работать над этюдом или сценой? – Ответ на этот вопрос вы найдёте в данной статье. Здесь кратко изложен алгоритм –  последовательность шагов, которые надо проделать, чтобы быстро подготовить сцену или этюд. Стоит прочитать статью и тем, кто, готовясь к собеседованию или коллоквиуму, хочет за 15 минут понять суть системы Станиславского.

Тем же, кто имеет больше времени, мы рекомендуем наше учебное пособие по актерскому мастерству – О работе актёра Часть 1. Часть 2. Часть 3 Часть 4. Здесь дано множество упражнений, которые помогут вам на практике освоить разные элементы актёрской техники. Такому же практическому освоению техники актёра посвящены и Урок1Урок 9 в разделе Басня, где с точки зрения актёрского исполнения разобраны две роли из известной басни Крылова. Там вы также найдёте массу полезных упражнений для ваших самостоятельных занятий.

А теперь возвращаемся к такому экзамену, как этюды.

Для чего он вообще нужен?

Основная задача экзаменаторов – посмотреть, как поступающий в театральное училище действует на сцене, насколько  выразительно и интересно он это делает; насколько выразительна пластика его движений. И вторая задача – понять, может ли он работать в команде, ведь театр – искусство коллективное.

Для этого абитуриентам дают задание сыграть сцену.

К примеру, группа из 7 человек получает задание, которое звучит так: лодка должна отправиться на другой берег по расписанию, желающих переправиться больше, чем мест в лодке; придумайте персонажей и разыграйте сцену.

Мы специально берём пример сложного задания. Разобравшись с ним, с более простым вы справитесь сами. Эту ситуацию мы уже частично разбирали в статье О работе актёра. Часть 2. Конфликт, теперь мы рассмотрим её с точки зрения технологии командной работы.

Итак, конфликтная ситуация дана. Абитуриенты должны придумать действующих лиц сцены. Иными словами – придумать себе роли,

Лодкой кто-то управляет, кто он? – Хозяин лодки или наёмный рабочий? Кто те люди, которые хотят в неё сесть? Есть ли среди желающих отплыть люди, знакомые друг с другом, или они впервые встретились на причале? Есть ли вообще этот самый причал? – Обо всём этом вы должны договориться.

С чего начать? – Постараться создать атмосферу творчества. Этюд получится, если всем будет интересно, если каждый почувствует себя творцом. Если кто-то один навяжет остальным своё видение сцены, это может всё погубить. Поэтому внимательно слушайте предложения каждого и помогайте друг другу – и у вас всё получится.

Первый этап

Первое, с чего надо начать – придумать героя, которого вы будете играть. А что это значит – придумать героя? Это означает, придумать цель, к которой он стремится. Когда мы знаем, чего персонаж хочет – мы уже многое про него знаем.

Рассмотрим ситуацию с лодкой. Вроде бы у всех персонажей одна и та же цель – переправиться на другой берег. Но дело в том, что переправиться на лодке – это не цель. Это всего лишь средство для достижения цели. Цель одного – сбежать от погони, другого – успеть на свидание, третьего – успеть на поезд, четвёртого – привезти свой товар на рынок и так далее. Эти конкретные цели уже кое-что говорят о персонажах.

Но такие цели являются всего лишь средством для более крупных целей. Например, тот, кто спешит на свидание, хочет жениться на девушке не потому, что он её любит, а потому, что её папа – местный олигарх. А для того, кому надо продать товар на рынке, это способ получить сумму, которой ему недостаёт для того, чтобы его матери сделали операцию.

Вот какую цель вы должны придумать – как можно более драматичную. То есть, мы должны понимать, что потеряет герой, если её не достигнет. Такая цель определит характер вашего героя и остроту, с которой он будет переживать данную ситуацию. Чем интереснее будет придуманная вами цель – тем интересней вам будет играть эту роль.

После того, как цели каждого персонажа придуманы, обсудите их. Выслушайте предложения друг друга, как сделать цель каждого персонажа более интересной. Чем интереснее они будут, тем увлекательнее вам будет играть этюд.

Но что делать, если мнения разошлись? Один считает интересным одно, другой – другое? Остановитесь на том варианте, который наиболее обострит сцену и сделает столкновение между персонажами за места в лодке ещё острее.

Ещё одна возможная проблема. Никто из 7 участников этюда не высказал желания играть того, кто управляет лодкой. Что делать? – Всем вместе придумать увлекательную цель этому персонажу. Пусть выскажется каждый. Фантазируйте. Сочиняйте. Помните главное – его цель должна ещё более обострить ситуацию. А как только цель персонажа станет интересной – кто-то обязательно захочет сыграть эту роль.

А что делать, если сразу несколько человек захотят сыграть одну роль? – Отдать её тому, чей вариант сделает столкновение персонажей наиболее острым. Принцип всё время один и тот же – обострять и обострять данную экзаменаторами ситуацию.

Итак, цели каждого персонажа определены. Переходим к следующему этапу  работы.

Второй этап

Цель, к которой стремится ваш персонаж, вам ясна. Вам уже как-то ясен характер вашего героя, и вы примерно представляете, как он может себя вести, чтобы получить место в лодке. Теперь вам надо точно определить, какое действие он будет для этого совершать.

Действия могут быть самыми разными. Герой может – просить, требовать, умолять, подкупать, запугивать. Он может попытаться всех разжалобить. – Действия очень разные. Вы должны выбрать то, которое наиболее ярко проявит характер придуманного вами персонажа. Основное действие вашего героя должно описываться одним глаголом.

После этого обсудите, что придумал каждый из вас. Задача этого обсуждения – помочь друг другу найти наиболее интересные решения.

Теперь, когда вам известны цели и действия всех персонажей, вы должны определить, в какой последовательности ваши герои будут появляться на сцене. Кто появится первым – тот, кто спешит на свидание, или тот, кто спешит на рынок? А, может, тот, кто спасается от погони? – Всё зависит от того, что вы уже придумали. Принцип тут один – появление каждого нового персонажа должно обострять ситуацию больше и больше, драматическое напряжение сцены должно всё время нарастать..

Но не переживайте если у вас не получится придумать законченную сцену. Вы не драматурги, и от вас этого не ждут. Главное – чтобы вы активно действовали в своей роли. Экзаменаторам этого вполне достаточно.

Чтобы вам было проще действовать, попытайтесь вспомнить, где, когда и почему вы сами действовали таким же образом, или видели, как действовали другие. В нашем примере – просили, требовали, умоляли, подкупали, запугивали. Вспомните, как вы тогда двигались, вспомните свои переживания, ощущения. Вспомнить личный опыт – самое важное в творческом процессе актёра.

Третий этап

Теперь вы должны договориться о времени и месте действия вашего этюда. От этого сильно зависит физическое самочувствие, в котором будут находиться ваши персонажи. Одно дело, если переправиться на лодке надо холодной осенней ночью, и совсем другое, если стоит жаркий летний день.

Что лучше выбрать?

Критерий выбора всё тот же – что обостряет конфликт, то и лучше. Если переправа холодной осенней ночью приведёт к более острым столкновениям между действующими лицами, остановитесь на этом варианте. Единственное ограничение – ваше решение не должно разрушать чей-то замысел. Если один из вас придумал интересное действие, а оно осенней ночью невозможно, возьмите другое время действия. Лишь бы вы все существовали в одном времени.

Условившись о времени, точно обговорите место действия. Одно дело, если в лодку нельзя сесть, не замочив ноги, и совсем другое, если к ней можно подойти по мосткам. Место действия помогает раскрыть характеры действующих лиц. Спасающийся от погони может и не заметить лужу на своём пути, но для идущего на свидание она становится серьёзным препятствием. Придумайте интересное место действия, и это поможет вам интересно сыграть этюд.

Грамотно придуманное время и место действия связывает всех участников этюда или сцены в единое целое, сообщая им точное для данных условий самочувствие.

Например, третье действие «Трёх сёстёр« Чехова начинается ночью, во время пожара, Уже сама ситуация подсказывает актёрам, как надо действовать на сцене. Бессонную  ночь и пожар пережили все персонажи, каждый, как мог, участвовал в его тушении или помогал погорельцам. И теперь у всех единое и характерное для данной ситуации самочувствие – все перенервничали, все возбуждены, все устали.

Вот почему так важен творческий подход в определении времени и места действия этюда. Это то общее, что поможет вам сплотиться в единый коллектив.

Но общее самочувствие – ещё не всё. Ведь каждый персонаж переживает и своё личное физическое самочувствие. Одно дело, если вы просто тушили пожар, и совсем другое – если на этом пожаре сгорел ваш дом. Самочувствие таких персонажей очень разное.

Четвёртый этап

На последнем этапе подготовки этюда каждый из его участников должен придумать конкретное физическое состояние своего персонажа.

Если у человека сгорел дом, он может совсем по-разному себя чувствовать. Он может впасть в отчаяние, а может озлобиться или заболеть. Реакции и эмоции будут разными в зависимости от его характера. А разные эмоции на сцене вызовут разные эмоции у зрителей.

Персонаж голоден или продрог, он радостно-возбуждён, или у него что-то болит? – Актёр обязан знать, что он чувствует, и уметь это передать. Лишь это сделает персонаж живым. Ведь в жизни мы всегда что-то чувствуем.

Герой подходит к лодке в радостном состоянии – на другом берегу его ждёт любимая. Но тут он видит, что все места заняты. Его состояние мгновенно меняется. Сумеет актёр передать эту смену состояний, и зрителям, а значит, и экзаменаторам, будет интересно смотреть.

Герой выходит на сцену в точном физическом состоянии, и фантазия зрителя пробуждается, ему интересно разгадать: а почему герой в таком состоянии?

С другой стороны, если актёр придумал состояние персонажа, это делает его поведение на сцене правдивым и естественным.

Если ваш персонаж подходит к лодке усталым, то вам захочется вытереть или умыть потное лицо. Вы будете говорить с характерными паузами – вам надо отдышаться. Вы ищете глазами родник – персонаж хочет пить. Вы придумали физическое самочувствие, и ваше тело само начинает вспоминать, как оно себя вело в состоянии усталости, в каких физических действиях это выражалось.

Как искать физическое состояние персонажа?

Не забывайте, что оно уже в какой-то мере может быть задано тем, что вы уже придумали – целью, действием, погодными условиями и временем действия.

Физическое состояние часто зависит от того, что нас ожидает там, куда идём. Если нас ждёт весёлая гулянка, мы идём в одном состоянии, если неприятный разговор – в другом. Герой подходит к лодке, будучи уверенным, что уедет – это одно состояние, а если он заранее знает, что мест может не быть – совсем другое.

Вам будет легче найти физическое состояние, если вы придумаете, чем ваш персонаж поглощён помимо того, что непосредственно будет происходить на сцене. Вспомните, как это бывает в жизни. Вы кого-то слушаете, отвечаете на вопросы, но мысленно вы не здесь. Час назад вы поссорились с любимым человеком, и теперь ждёте его звонка или решаете, не позвонить ли первым. Или вы веселитесь с друзьями, но ваши мысли заняты тем, что дома вас ждёт неприятный разговор. Вы что-то пообещали родителям, но этого не сделали, и теперь не столько веселитесь, сколько придумываете, как вам оправдаться. Вы как бы одновременно существуете в двух разных сценах – в реальной (тусовка), и воображаемой (разговор с родителями).

Короче, придумайте своему персонажу историю, и вы найдёте ответ на вопрос, почему он находится именно в этом физическом состоянии. Но никогда не берите те физические состояния, которые вам незнакомы. Условно говоря, если вы никогда в жизни не голодали – не стоит изображать голодного. Так как это состояние вашему телу незнакомо, ему нечего будет вспомнить, и вы начнёте наигрывать и хвататься за всем известные штампы.

И никогда не договаривайтесь заранее о том, какие слова  персонажи будут говорить в этюде. Об этом вообще не стоит думать. Если продуманы цели, действия и физические состояния всех персонажей, слова родятся сами.

Если вы проделали все эти шаги, вы сможете сыграть этюд.

Что даёт вам такой способ работы? – Это лучший способ раскрепостить ваше тело.

Тело – инструмент творчества актёра. Но оно может только одно – двигаться. Какой бы внутренней жизнью ни жил герой, мы можем это передать лишь движениями тела. Поэтому поступающий в театральное училище так часто бывает зажатыми, двигается неестественно. Он хочет так много выразить движением своего тела, но он пока ещё не знают, как добиться органичности этих движений.

А между тем, наше тело – «умное». Оно само знает, как правильно двигаться в той или иной ситуации. И если на время этюда вы о нём забудете и не будете думать о том, как надо двигаться, оно само будет двигаться точно и правильно.

Но для этого вы должны быть по-настоящему заняты тем, чем увлечён ваш персонаж. Если вы знаете цель, к которой он стремится, помните о его физическом состоянии и по-настоящему увлечены действием, ваше тело будет вести себя органично. Главное здесь – действие. Действуйте – и ваше тело станет пластичным, оно само «сообразит», как ему двигаться. Ваш герой требует – требуйте, умоляет – умоляйте. Эти действия мы множество раз совершали в жизни. Ваше тело вспомнит, как оно тогда двигалось, и ваша пластика станет естественной.

Когда вы активно действуете, вам некогда думать о чём-то другом. Вы не насилуете свой организм, не ставите перед собой непосильных задач, вы идете от того, что соответствует вашей природе.

А теперь обобщим всё вышесказанное.

Последовательность шагов при подготовке этюда или сцены:

1) Каждый участник этюда самостоятельно определяет цель своего персонажа, исходя из общего задания на этюд.

2) Участники этюда совместно обсуждают придуманные ими цели всех персонажей. Иными словами, вы распределяете роли.

3) Каждый участник этюда самостоятельно определяет, какое основное действие будет совершать его персонаж на сцене, для достижения своей цели. Ваша задача – найти глагол, который кратко сформулирует то, что вы делаете на сцене.

4) Участники этюда совместно обсуждают намеченные действия. Ваша задача – сделать столкновение персонажей сцены или этюда  наиболее острым.

5) Исходя из действий персонажей, вы все вместе определяете последовательность их появления в этюде.

6) Все вместе вы обговариваете время года, дня, погодные условия, характерные особенности места действия этюда.

7) Каждый участник этюда самостоятельно придумывает физическое состояние (самочувствие), в котором появится в этюде его персонаж – болен, замёрз, зол, весел, пьян, зол, счастлив и тому подобное. Если вы хотите хорошо подготовиться к этюду, заранее потренируйтесь в передаче разных состояний. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье О работе актёра. Часть 4. Физическое состояние.

Удачи вам на этом экзамене!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить