Русский Бродвей

1

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Об игре актёра. Часть 4. Физическое состояние

В предыдущей части (Об игре актёра. Часть 3) речь шла о том, что и в жизни и на сцене каждое действие имеет свою пластику. Допустим, ваша цель – добиться от человека, чтобы он что-то сделал. Достичь этого можно разными действиями. Вы можете человека попросить, можете умолять, можете потребовать, и можете его заставить силой.

Просить, умолять, требовать, заставлять – действия абсолютно разные. И каждое имеет свою пластику. Умоляете вы или требуете –.мы поймём это даже без слов, по движениям вашего тела, рук, лица.

Любое действие имеет свою пластику. Даже такое малоподвижное, как читать – достаточно вспомнить лица читающих героев фильмов, снятые крупным планом.

Но свою пластику имеют не только действия, но и физические состояния человека – то, что он в данный момент чувствует или переживает – радость, печаль, горе, голод, жажду. Характерные движения говорят нам – этот человек замёрз, а у этого болит зуб, а тот хочет в туалет. Последнее забавно наблюдать на детях. Характерные движения выдают физическое состояние ребёнка, даже если он сильно увлечён игрой.

Состояния передаются либо движениями, как в описанном случае, либо характерной пластикой застывшего тела. Внешне тело неподвижно, но определённые группы мышц либо напряжены, либо расслабленны.

Посмотрите на эти картины. Застывшие тала лучше любых слов говорят нам об эмоциональных состояниях персонажей.


Илья Репин. Иван Грозный убивает своего сына.

Василий Пукирев. Неравный брак

Примите позы героев этих картин, и вы почувствуете, какие группы мышцы при этом работают, и вам станет понятно, какие эмоции переживают застывшие персонажи.

В жизни люди всегда пребывают в каких-то состояниях. Они всегда что-то чувствуют, и эти чувства отражаются в их пластике. Любое физическое состояние имеет свою конкретную пластику. А значит, и персонаж на сцене тоже должен находиться в каком-то конкретном физическом состоянии. Причём в том, которое соответствует содержанию сцены. Только тогда игра актёра будет правдивой.

Как мы в жизни понимаем состояние человека? – По его движениям. Дело в том, что наше тело обладает мышечной памятью. Оно помнит разные физические состояния и узнаёт знакомую пластику. Нам ясно, что человек замёрз, потому что мы много раз мёрзли сами и совершали похожие движения. Мы смотрим на замёрзшего человека, и наше тело само настраивается на его волну. Оно как бы ищет ответ на вопрос, – какому состоянию соответствуют подобные движения? В результате такой настройки в наших мышцах возникают микроскопические движения, аналогичные движениям замёрзшего человека. Сигнал об этом поступит в мозг, и мы понимаем, что этот человек замёрз.

Вообще всё, что мы понимаем, мы сначала понимаем «нутром» – своим телом, своими чувствами. Голова включается позже, когда мы берёмся описать словами то, что поняли, «нутром». Эмоциональное, чувственное понимание предшествует логическому.

Даже такой абстрактный предмет, как математика, люди понимают эмоционально. Что уж говорить о человеческих отношениях. И уж тем более, об актёрской игре.

Когда актёр своей игрой врёт, зритель это чувствует не головой, а телом. Мы поверим словам персонажа о том, что он замёрз, лишь тогда, когда поверим, что всё это тело испытывает холод. Игра актёра по-настоящему захватывает нас только тогда, когда он абсолютно точно передаёт физическое состояние своего героя. Если герой переживает радость или горе, тело актёра должно быть в этом же физическом состоянии. Лишь при этом условии пластика его тела вызовет резонанс в нашем теле. Наша мышечная память активизируется, и нас захватят эмоции, которые переживает персонаж.

Актёр обязан уметь передавать физические состояния своих героев ещё и потому, что в жизни люди всегда находятся в каких-то состояниях. Скучно – одно состояние, расстроены – другое, чему-то рады – третье. Что бы мы ни делали, мы всегда делаем это в каком-то состоянии.

Нельзя просто сидеть на стуле, мы всегда сидим в каком-то состоянии, а значит, и что-то чувствуем – усталость, раздражение, холод, обиду. Просто сидеть невозможно по той простой причине, что мы живём во времени. Что бы мы ни делали сейчас, с нами всегда что-то было до этого.

Если действие определяет, ЧТО актёр делает на сцене, то физическое самочувствие, физическое состояние определяет, КАК именно он это делает. В зависимости от состояния люди по-разному реагируют на одни и те же события и по-разному действуют. В состоянии усталости вы будете действовать иначе, чем в состоянии радостного возбуждения. Ваше состояние определит точный ритм ваших движений и дыхания.

Но наши физические состояния тоже от чего-то зависят. Поэтому актёр обязан точно знать, что именно привело его персонажа в то или иное состояние. Ведь не бывает, скажем, состояния просто радости. Радость всегда имеет какую-то конкретную причину – то, что её вызвало. А разные причины заставят вас переживать разные виды радости. Ваша команда победила – одна радость, вы вкусно поели – другая, ваша девушка подала вам надежду – третья, у соседа корова сдохла – четвёртая.

Когда актёр этого не знает, он играет просто радость, радость вообще. А игра вообще – это актёрский штамп – готовая чужая форма, которую актёр повторяет, не наполнив её никаким содержанием.

Но когда актёр знает причину того или иного самочувствия своего героя, когда это самочувствие становится точным – происходит чудо. На это давно обратили внимание театральные педагоги. Вот слова известного театрального режиссёра и педагога Марии Осиповны Кнебель: «Сколько раз мы наблюдали это мгновенное превращение актёра (ещё секунду назад беспомощного в предлагаемых обстоятельствах пьесы) в того человека, от имени которого он действует в спектакле, едва лишь удаётся ему ухватить точное физическое самочувствие создаваемого образа».

Почему так происходит?

Дело в том, что если актёр не подумал о физическом самочувствии своего персонажа, он наградит его своим собственным самочувствием. Актёр – живой человек, и он всегда что-то чувствует. Например, страх и волнение, как любой абитуриент театрального училища. Это своё состояние он неизбежно передаст персонажу, которого будет играть. И зритель это почувствует. Представьте, на подмостках идёт любовная сцена Ромео и Джульетты, а зритель чувствует, что у Ромео от страха болит живот. Поверит зритель такому Ромео? – Да, никогда! Ибо тело актёра живёт совсем не тем, что говорит его персонаж.

Когда же вы знаете, в каком физическом состоянии должен быть ваш персонаж, и пытаетесь это состояние вызвать, то оно оттесняет состояние волнения и страха. Ведь мышцы не могут одновременно находиться в совершенно разных состояниях. Прямо сейчас попробуйте, улыбаясь, разгневаться, рассердиться – и у вас ничего не получится. Потому что улыбка – это одно состояние мышц лица, а гнев – совсем другое. Так и здесь. Если вы сосредоточитесь на том, чтобы вспомнить, скажем, состояние замёрзшего человека, вам будет не до страха и волнения.

Поэтому либо вы пытаетесь сознательно перевести своё тело в состояние персонажа, либо ваше подсознание навяжет вам состояние волнения и страха и заставит жить этими эмоциями вашего героя. Либо управляете вы, либо – управляют вами.

Найдя же физическое состояние, отвечающее содержанию играемой сцены, актёр находит точную опору для своей игры. Точное физическое состояние даёт ему ощущение правдивости того, что он делает. Эмоции, слова и действия становится едиными. Чувство правды раскрепощает фантазию актёра, в его игре появляются искренние, живые реакции. Иными словами, возникает вдохновение.

«Ощущение правды – лучший возбудитель чувства, переживания, воображения и творчества», – так говорил по этому поводу Станиславский. А он знал, что говорил.

Допустим, на экзамене в театральное училище вас попросили показать, как пытаются согреться два разных человека: один – толстый и медлительный, а другой – худой и подвижный. Понятно, что, отогреваясь, они будут двигаться совершенно по-разному. Но физическое состояние – продрогшего человека – будет у них одинаково. Причём, почти точно таким же, как и у вас.

Всё дело в том, что физические состояния разных людей очень схожи. Отличия лишь в частностях, которые накладываются разными типажами и характерами. Поэтому если вам понятно физическое состояние вашего персонажа, вы понимаете главное – где искать правдивое самочувствие и актёрское вдохновение. Если вы при этом ещё знаете, к какой цели персонаж стремится, и какое действие он для этого совершает, – вам есть, что играть. А уж частности и мелкие детали вы всегда придумаете или подсмотрите в жизни.

Зная, как вы себя ведёте, когда замёрзли, изучив характерную пластику движений этого физического состояния, вы сможете сыграть другого.

Поэтому, готовясь к экзамену в театральное училище, вы должны натренировать умение передавать самые разнообразные физические самочувствия и состояния. Для этого вам ничего не нужно. Инструмент актёра – его тело. А оно всегда с вами. Надо только приучиться наблюдать самого себя и тренироваться регулярно, как это делают спортсмены, танцоры, музыканты. Если вы действительно хотите стать актёром, вы должны ежедневно делать те упражнения, которые мы вам предлагаем.

Задание 1

Вернитесь к картинам, репродукции которых размещены в этой статье. Внимательно рассмотрите каждого персонажа. Опишите их физическое самочувствие и состояние. Обратите внимание, какие их мышцы напряжены, а какие – расслаблены. Представьте, как они дышат. Воспроизведите их дыхание и пластику. Проговорите про себя те мысли, которые проносятся в их головах. Проделайте всё это, даже если пол персонажа противоположен вашему.

Задание 2

Сядьте на стул или в кресло так, как вы обычно садитесь, чтобы отдохнуть. Обратите внимание на положение тела, дыхание.

А теперь сядьте так, будто вы только что прошли километров 10 с тяжелым рюкзаком.

Обратите внимание, на различия в пластике вашего тела в зависимости от того, в каком физическом состоянии вы сели отдыхать.

А теперь сядьте так, будто вы прошли 10 километров с рюкзаком, но вам предстоит пройти ещё столько же. Что поменялось в вашей пластике?

А теперь присядьте на самый краешек стула или кресла, вы присели на минутку, и готовы вскочить в любое мгновение. Придумайте причину, по которой вы так сели. Вы кого-то ждёте? Кого и для чего? Попробуйте словами описать это физическое состояние, когда вы готовы мгновенно вскочить. К чему приковано ваше внимание, когда вы так сидите? Вы прислушиваетесь или, скорее, приглядываетесь? Какие мышцы во время такого сидения у вас напряжены, а какие – расслаблены? Делаете ли вы какие-то движения или нет?

Задание 3

Вспомните, как вы выходите из тёмного подъезда на улицу ярким солнечным утром. Вспомните разные физические состояния, в которых вы это делали: а) вы куда-то спешили по очень важному делу, б) вы рассорились с родными и хлопнули дверью, в) вы в отличном настроении вышли погулять.

Обратите внимание, как по-разному, в зависимости от разного физического состояния  вы отреагируете на яркий солнечный свет.

Опишите эту разницу. Чем отличается реакция глаз? Скорость вашего выхода из подъезда? Чем отличается первый вдох сделанный на улице в зависимости от того, что ему предшествовало?

Войдите в комнату так, будто вы пришли с сильного мороза.

А теперь представьте, что вы пришли домой поздней ночью, когда все спят.

Как вы входите в помещение, где сидят ваши друзья. Вы только что посмотрели фильм, который вам понравился. А теперь войдите после фильма, который вам не понравился. Вспомните какой-то конкретный фильм, а не фильм вообще.

Задание 4

Представьте, что кто-то разговаривает в соседней комнате, а вам надо незаметно подкрасться и подслушать, Обязательно продумайте ответы на следующие вопросы: а) кого и почему вы подслушиваете? б) насколько важна для вас та информация, которую вы узнаете?:в) опасно для вас или нет, если вас заметят?

Придумайте несколько разных вариантов сцены.

А теперь встаньте и подкрадитесь. Обратите внимание, как по-разному вы дышите в зависимости от важности того, что вы услышите и от опасности  быть обнаруженным. Обратите внимание, какая разная пластика вашего тела в зависимости от того, с какой целью вы это делаете.

А теперь проделайте то же самое, но в разных физических состояниях.

1) вы подслушиваете, вбежав с первого этажа на десятый:

2) вы подслушиваете, и при этом вам очень надо в туалет;

Попросите ваших друзей сделать всё то же самое. Понаблюдайте, как отличается пластика их движений в разных ситуациях и физических состояниях.

Задание 5

Представьте, что вы вдыхаете запах еды, когда вы голодны. Попытайтесь вспомнить точную пластику движений. Какое при этом выражение вашего лица? Положение рук, ног, всего тела?

Обратите внимание на особенности вашего дыхания, когда вы принюхиваетесь.

Точно определите, какой запах вы чувствуете. Есть ли разница в том, как вы принюхиваетесь к запаху разной еды – шашлыка, борща или сладкого пирога?

Вспомните запах еды, которую вы не любите. Какова ваша реакция на этот запах, когда вы голодны?

Задание 6

Вспомните, как вы себя ведёте, когда у вас болит зуб. Если они у вас никогда не болели, вспомните какую-то другую боль.

Затем зайдите в поликлинику и понаблюдайте людей у которых что-то болит. И вы поймёте, как схоже, и в то же время как по-разному, мы ведём себя в похожих ситуациях.

Выполнение подобных заданий приведёт к тому, что в какой-то момент вы вдруг обнаружите, что можете «прочитывать» состояния других, знакомых и незнакомых вам людей.

Чем лучше вы проанализируете собственное состояние, тем понятнее вам будут аналогичные состояния других людей.

Задание 7

Вспомните, как вы себя ведёте, когда, сильно замёрзли. Встаньте и припомните, какие движения – руками, ногами, плечами – вы делаете, пытаясь согреться. Вспомните скрюченные, непослушные пальцы рук. Вспомните, движениям, которыми вы пытаетесь отогреть пальцы ног, как вы пытаетесь ими двигать, и как вам мешает обусь. Какими движениями вы пытаетесь отогреть нос, уши, щёки, подбородок, колени.

Но не наигрывайте, не изображайте. Если вы начнёте наигрывать – упражнение бессмысленно. Ваша задача – вспомнить, как оно на самом деле происходит, вспомнить самые мельчайшие движения, то, как вы при этом дышите, в каком ритме двигается тело.

Возвращайтесь к этому заданию на протяжении нескольких дней. Так вы не только вспомните новые подробности того, как работают мышцы в этом состоянии, но и запомните их пластику.

И точно так же вы должны проанализировать и другие, наиболее типичные, физические состояния. Вполне вероятно, что что-то из этого пригодится вам на экзамене в театральное училище. Получив задание сыграть сцену, вы просто примените свою заготовку. Как футболист нарабатывает умение разыграть мяч в стандартной ситуации, так и актёр должен наработать умение передавать самые разнообразные физические состояния.

Но чтобы домашняя заготовка сработала, помните главное – во всех упражнениях избегайте игры вообще. Игра вообще – это штамп. Поэтому, делая упражнения, обращайте внимание на мельчайшие детали, всё должно быть как в жизни – точно и достоверно. Вы должны натренировать привычку не играть ничего вообще, всё должно быть только конкретным.