Русский Бродвей

1

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Об игре актёра. Часть 3. Связь действия с пластикой тела и эмоциями

В предыдущих частях мы говорили о связи цели, к которой стремится играемый актёром персонаж с действием, которое актёр совершает на подмостках. В этой части мы будем говорить о связи действия с пластикой тела актёра и эмоциями, которые он переживает на сцене

Мы уже рассматривали (Часть 1. Цели и действия) такое действие, как читать. Рассмотрим его с точки зрения пластики.

Сейчас вы читаете этот текст. Ваши цели при этом могут быть самыми разными.

Например, вы читаете эту статью только потому, что она вам случайно попалась. То есть, вы читаете её с целью убить время. Если это так, то это хорошо видно со стороны по пластике вашего тела – по положению тела и тем движениям, которое оно делает. Всё ваше тело как бы говорит, что то, чем оно сейчас занято, для него неважно. Вы сидите расслабленно, откинувшись на спинку стула. Одна рука свисает вниз, другая небрежно прокручивает колёсико компьютерной мыши. По сути, вы не читаете, а проглядываете – глаза скользят по тексту механически, ни на чём не задерживаясь.

Ваше внимание рассредоточено. Вы видите не только текст. Ваша голова всё время совершает небольшие движения, – то вы прислушиваетесь к разговору в одном углу комнаты, то смотрите, что происходит в другом, то поворачиваете голову, когда кто-то входит. Вы слышите шаги за дверью. Кроме текста, ваше внимание гуляет по множеству других объектов. Сама ваша поза – вы откинулись на спинку стула – демонстрирует вашу отстранённость от текста. Вся пластика тела говорит, что то, что вы читаете, вам, по барабану.

Но если вам важно то, что вы читаете, ваше тело говорит это каждым своим движением.

Вы уже не откидываетесь на спинку стула, всё ваше тело тянется к тексту. Голова уже не совершает движений. Рука уже не висит.  Опершись на локоть, она неподвижно фиксирует голову. Если вы ещё больше погружаетесь в текст, на помощь ей приходит вторая рука. И вы уже сидите, обхватив голову двумя руками. Всё ваше тело начинает помогать голове читать и думать. Вы уже не двигаетесь,  наоборот, вы подавляете все движения, чтобы поддержать неподвижность всего тела.

Всё ваше внимание приковано к экрану, и вам уже нет дела до того, что делают другие. Потому что вы сейчас сами активно действуете. Прочитав какую-то мысль, вы её оцениваете, взвешиваете. Вы ищете подтверждение этой мысли в вашем опыте, вы спрашиваете себя: это так или нет? Вы вспоминаете, было ли с вами нечто подобное. Если было, то вы мысленно соглашаетесь и читаете дальше. Если – нет, вы начинаете мысленно спорить с автором.

Когда вы соглашаетесь с читаемым, вы ещё глубже погружаетесь в текст. Мысль, с которой вы согласны, притягивает вас, и вы физически к ней тянетесь, приближая глаза к экрану. Вы как бы погружаетесь в текст.

Если вы текст не принимаете, вы отодвигаетесь от него. Вы откидываетесь на спинку стула, как бы отталкивая текст от себя.

Все физические движения вашего тела говорят о вашем отношении к читаемому. Вам нравится, вы согласны – у тела одна пластика, нет – другая, если текст вам непонятен – третья.

Казалось бы – читать – такое внешне неподвижное действие, но оно всё состоит из мышечных усилий и движений тела, которые показывают стороннему человеку наше отношение к читаемому.

Эти движения могут быть едва заметны, но они всегда есть.

Даже когда человек абсолютно неподвижен, он совершает действие – только оно направлено на то, чтобы сдержать движения.

Прямо сейчас проделайте упражнение – расслабьте тело. Так, чтобы оно полностью обмякло, голова опустилась, руки безвольно повисли. Абсолютно все мышцы должны быть расслаблены. И посидите так минуту.

Проделали?

Можете ли вы сказать, что целую минуту вы абсолютно бездействовали? – Нет.

Потому что как только вы закрыли глаза, ослабили мышцы и приняли положение полного расслабления, вы тут же занялись делом, действием. Целую минуту вы поддерживали расслабленное состояние своего тела. Ваше внимание всё время перемещалось по телу, проверяя, контролируя состояние каждой мышцы. В какой-то момент вы заметили, что мышцы шеи у вас расслаблены не полностью. Вы отдали им приказ расслабиться, и тут же обратили внимание, что ваше лицо продолжает улыбаться, а значит, мышцы ответственные за улыбку, не выполнили общий приказ. Потом оказалось, что мышцы, поддерживающие челюсть, продолжают её поддерживать. Только вы справились с ними, снова напряглась шея, или мышцы живота, или пальцы ног. Или вы вдруг обратили внимание, как вы напряжённо дышите.

Всю эту минуту ваше внимание активно действовало. Потому что расслабиться – это тоже действие. И чтобы его совершить, надо затратить на это энергию.

Любое действие характеризуется тратой энергии. Она тратится всегда, но направляется на разные цели.

Читая, чтобы убить время, мы тратим энергию на поддержание расслабленного состояния: на покачивание рукой или ногой, на переключение внимания с одного объекта на другой, на то, чтобы к чему-то прислушаться, или на что-то посмотреть.

Но на самом деле мы никогда не убиваем время просто так. Мы всегда это делаем с какой-то целью. Чаще всего мы убиваем время, когда чего-то или кого-то ждём. Ждём любимого человека, начала футбольного матча или фильма. То есть, наше основное действие – ждать. А читать – это лишь способ ждать.

Именно действие ждать проявляет себя в характерных движениях в разбираемом нами примере. Человек ждёт и это видно по его характерным движениям. Он поглядывает на часы, прислушивается к шагам и голосам, поворачивается на любой скрип двери.

Любое действие проявляет себя через те или иные движения. А движения – это всегда напряжение каких-то мышц. Другое дело, что мы это не всегда замечаем.

Но есть ситуация, когда мы следим за едва заметными движениями   очень внимательно. Это когда мы смотрим фильм и видим лицо героя крупным планом. Если мы увлечены действием, для нас становится важным любое, самое мелкое движение играющего роль актёра. Если он кого-то ждёт, и эта встреча для него очень важна, то мы стараемся не пропустить ни одного его движения. Он вроде бы читает, но почему-то бросает мгновенный взгляд в сторону скрипнувшей двери. Снова читает. потом украдкой косится на часы. Затем на мгновение о чём-то задумался.

Микроскопические движения стали нам видны благодаря большому экрану. Герой ждёт чего-то для него важного, и оно становится важным и для нас. Мы включаемся в его действия.

В жизни мы вряд ли обратили бы внимание на эти едва заметные движения, но в кинотеатре мы внимательны, и этими крошечными движениями мышц лица актёр держит в напряжении всё наше тело. Актёр чуть стрельнул глазами в сторону, и двести человек, сидящих в зале, дружно задержали дыхание.

Мы понимаем, что происходит с персонажем, которого играет актёр, потому что движение мельчайших мышц его лица говорит нам очень многое.

Почему это происходит?

Да потому что наше тело знает язык мышц. Мы сами ждём кого-то точно так же. Мы так же прислушиваемся, так же бросаем взгляды в сторону любого шороха, так же украдкой смотрим на часы. Наше тело в подобной ситуации действует точно так же, как тело актёра в сцене фильма. Хороший актёр заставляет поверить в происходящее наше тело.

Мы специально взяли для примера такие внешне невыразительные действия, как – читать и ждать. Оказывается, они просто насыщены мышечной активностью и движением. Что же говорить о таких энергичных действиях, как спорить, требовать, умолять.

Посмотрите на репродукции этих картин, художник схватил момент движения, и это говорит нам о происходящем больше любых слов.


Федотов П. «Сватовство майора»

Перов В. "Охотники на привале"

Ж. Вибер "Из жизни духовенства"

В случае таких активных действий вы понимаете, что происходит, даже если не слышите слова сцены. Вам всё ясно по пластике их движений. Вот эти два человека за звуконепроницаемым стеклом ссорятся. При этом один – активно нападает, обвиняет, а другой – защищается. Нам это ясно, потому что нам самим приходилось и нападать и защищаться. И наше тело хорошо помнит, как оно вело себя в такой ситуации.

Именно потому, что тело знает и помнит, мы верим или не верим актёру, играющему роль. Хороший актёр умеет в мельчайших подробностях передать пластику любого действия. Его мышцы воспроизводят эти движения, а в ответ все мышцы нашего тела разражаются овацией – да правильно! Мы ведём себя в таких же ситуациях точно так же! Какой актёр! Как он играет!

Действуя от лица персонажа, актёр выполняет какое-то конкретное действие. При этом его тело совершает тот набор мышечных движений, который присущ этому действию. А тело зрителя узнаёт эти движения и вспоминает эмоции, которые им соответствуют.

Каждому действию соответствует свой набор физических движений. А каждому физическому движению – своя эмоция.

Снова возьмём действие – читать. Даже читая текст по физике, вы испытываете эмоции. Вспомните, сколько огорчений, злости, раздражения вызывает текст, который вы не можете понять. И какая лёгкость появляется во всём теле, когда вы, наконец, его понимаете. У вас поднимается голова, расправляются плечи, сама собой выступает улыбка. Ваше тело наполнено эмоцией радости. А ведь радость – это особое мышечное состояние.

Действуя, актёр вызывает в себе чувства и эмоции, которые соответствуют конкретным физическим действиям. Мышцы зрителя вступая в резонанс с мышцами актёра, заставляет его вспомнить те чувства и эмоции, которые он переживал в аналогичных состояниях.

Иными словами – игра актёра пробуждает эмоциональную память зрителя. Он узнаёт эмоции, которые сам переживал, и это заставляет его поверить тому, что переживает персонаж фильма. Он вспоминает – и начинает сопереживать.

Человек так устроен, что он всё переживает эмоционально, испытывая те ли иные чувства. Ведь ко всему, что мы делаем, мы всегда как-то относимся. Оно нам нравится или не нравится, оно нам интересно или нет. А наше отношение всегда окрашено той или иной эмоцией.

Эмоция всегда заразительна, это один из основных ей признаков. Кто-то переживает некое эмоциональное состояние, а мы, глядя на него, им в той или иной мере заражаемся.

Даже когда мы слушаем скучного лектора, и нам кажется, что он говорит совершенно без эмоций – нам это только кажется. На самом деле он говорит с эмоцией. Только эта эмоция – скука и равнодушие. И он заражает нас этим. Скучный лектор передаёт нам своё безразличное отношение к своему предмету. И мы заражаемся его эмоцией и впадаем в сонное состояние. Скука, апатия, безразличие – это эмоциональные состояния. Мы заражаемся ими и тоже начинаем скучать. Кто-то даже заснул. Лектор передал ему своё безразличие к предмету. Он заразил его своей эмоцией,

Кстати, когда человек спит – он активно действует. Вспомните свои сны. В них вы иногда действуете активней, чем в жизни.

Так что получается, что человек действует всегда. Он всегда стремится к какой-то цели и реализует это стремление через действие. А действуя, он всегда переживает те или иные эмоции и чувства.

Эмоции и действия едины. Рассмотрим классический пример. Что сначала? – Человек испугался и побежал, или он сначала побежал и потому испытал чувство страха?

Похоже, разделение искусственно. Скорее всего, это происходит одновременно. Форму нельзя оторвать от содержания. Конкретная эмоция, определённое чувство хранится в некой конкретной мышечной форме. Определенная комбинация мышечных напряжений – это та форма, в которой хранится конкретная эмоция, чувство.

Точно повторяя пластику движений испугавшегося человека, вы тут же переживаете эмоцию страха. Он приходит вместе с движением. Найденная точная форма –  движение, наполняется точным содержанием – страхом.

Суть профессии актёра – уметь «по заказу» вызывать в себе чувства и эмоции, которые испытывает его персонаж.

Как этому научиться? – Только через пластику. Точно передавая пластику, то есть форму чувства, актёр наполнит эту форму содержанием – то есть, самим чувством.

А раз так, то, по сути, работа актёра над ролью становится похожа  на постановку некоего балета, балета, который должно станцевать ваше тело. С этой точки зрения мы разбирали, как надо готовить басню. Все наши уроки (с Урока 1 по Урок 9 в разделе Басня) сводились к поиску пластики её персонажей – Вороны и Лисицы. Потому что запомнить чувства и эмоции, которые переживают персонажи – крайне сложно. А ещё сложнее вызвать их «по заказу». на экзамене. Но запомнить и повторить пластику – эта задача вам по плечу. Вы же в силах запомнить движения какого-нибудь танца.

Что значит – сыграть Ворону из басни Крылова? – Это значит, повторить все те движения, которые она делает во время этой истории. Смотрит туда, потом сюда, потом нагибается, расплывается в улыбке, разводит крылья, каркает – это же почти танец, где одно движение следует строго после другого.

А теперь, чтобы закрепить прочитанное, проделайте ряд упражнений.

Задание 1

Бросьтесь бежать, и, одновременно представьте, что за вами кто-то гонится. Вы должны испытать чувство страха. Чувство страха как бы «зашито» в это движение – убегать.

Задание 2

Резко отдёрните руку от какого-то предмета, представив, что это змея, или очень горячий предмет, или мина.

Тренируйте это движение до тех пор, пока оно не станет настолько точным, что каждый раз, отдёргивая руку, вы будете испытывать  чувство страха.

Задание 3

Улыбнитесь. Обратите внимание, что это простое механическое движение мышц лица переключит вас в совсем иное эмоциональное состояние.

Попробуйте разные виды улыбки – весёлую, добрую, приветливую, насмешливую, издевательскую, неискреннюю, подобострастную (подхалимскую, угодливую), идиотскую.

Обратите внимание, что каждому виду улыбки соответствует разная работа мышц. Причём, не только мышц лица. Включается всё ваше тело. Каждая улыбка вызовет своё эмоциональное состояние. Обратите внимание, какими разными будут движения вашего тела.