Русский Бродвей

1

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Как подготовить басню к экзамену в театральное училище. Пошаговая инструкция Урок 9

На предыдущих занятиях (Урок 1Урок 8) мы в мельчайших подробностях рассмотрели , как следует готовить басню к экзамену в театральное училище. Этот метод годится для работы практически над любой басней. Подводя итог, приводим краткое пошаговое описание – алгоритм – того, как это надо делать.

Шаг 1. Выбор басни

Берите басни, где персонажи активно действуют, а их действие приводит к столкновению между ними – к конфликту. Басни, где этого нет, брать не стоит, экзаменаторы хотят увидеть, можете ли вы действовать от лица персонажа басни.

Шаг 2. Работа со словарём

Если в басне есть слова, значения которых вы не знаете или знаете неточно, или слова, где вы сомневаетесь в правильности ударения, загляните в толковый словарь русского языка.

Шаг 3. Определить действие главного персонажа

Вы определяете действие того персонажа, который действует наиболее активно. Действие всегда определяется глаголами. (Лисица льстит, Стрекоза пытается разжалобить и т.д.)

Шаг 4. Вспомнить себя в аналогичных ситуациях

Точно определив действие, вспомните, когда вы действовали так же, как и главный герой басни. (вы льстили, вы пытались кого-то разжалобить и т.д.). Вы должны вспомнить как можно подробнее, главное – вспомнить пластику ваших движений в этой ситуации. Вспомните во всех подробностях, так, чтобы вам захотелось сыграть эти сцены. И обязательно записывайте всё, что вспомнили. И чем больше вы вспомните таких ситуаций, тем лучше.

Шаг 5. Вспомнить сцены, свидетелями которых вы были

Главное – вспомните пластику этих людей. Вы должны суметь сыграть, показать, как они вели себя в таких сценах. Чем больше будет ваша «коллекция» таких людей, тем лучше.

Шаг 6. Использовать чужой опыт

Покажите, что вы вспомнили, своим друзьям. Показывая, вы привыкаете работать на публике. Главная же цель вашего показа, – чтобы ваши друзья тоже вспомнили и рассказали (показали) вам то, что они видели. Их рассказы-показы должны пополнить вашу «коллекцию».

Шаг 7. Определить действие других персонажей басни

Разобравшись с активнодействующим персонажем, переходите к анализу действий других персонажей. Ваша задача – найти глаголы, которые точно определят их действия..

Шаг 8. Вспомнить себя на месте других персонажей

Вспомните ситуации из вашего опыта, где вы были в роли других персонажей..Основное – какие движения вы делали, какой была пластика вашего тела в этот момент. Вспоминая, пытайтесь повторить, сыграть эту пластику.

Шаг 9. Снова используйте чужой опыт

Попросите своих друзей рассказать, как они вели себя в подобных ситуациях. Обратите внимание на их пластику, когда они будут рассказывать вам подробности. Постарайтесь её запомнить и повторить.

Шаг 10. Досочинить то, что не написал автор – предысторию и послесловие

Придумайте, что делали персонажи басни до и после истории, которая рассказана в басне. Помните, в басне не может быть персонажа, который не действовал бы активно. Даже если персонаж вроде бы ничего не делает, он должен быть весь поглощён каким-то действием в своих мыслях. Если Стрекоза рассказывает Муравью, как она провела лето, вы должны ярко представить, что она имеет в виду. Вы должны хорошо знать, чем был занят Муравей до того, как Стрекоза к нему приползла. Вы должны досочинить то, что не написано автором (см. «Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 4).

Шаг 11. Отрепетировать пластику каждого персонажа

Отрепетируйте несколько этюдов – пантомим, в которых вы покажете пластику поведения каждого персонажа басни. Сначала вы показываете, чем занят персонаж до начала истории, затем – всю последовательность его физических действий во время этой  истории, и наконец, как он ведёт себя после того, как басня закончилась. Вы должны в мельчайших подробностях показать последовательность движений и действий каждого персонажа и заучить их, как заучивают свои движения танцоры, акробаты или фигуристы; Так вы фиксируете в мышечной память последовательность действий и эмоциональные состояния, переживаемые каждым персонажем.

Шаг 12. Отрепетировать итоговую пантомиму

Вы делаете итоговую пантомиму, где поочерёдно показываете каждого героя басни. Ваша цель – научиться мгновенно переходить из пластики одного персонажа в пластику другого. «Переключая» пластику, вы учитесь переключать эмоциональные состояния, в которых пребывают герои басни..

Шаг 13. Выучить басню наизусть

И только научившись переключаться в разные эмоциональные состояния персонажей басни, вы учите басню наизусть.

Шаг 14. Перейти от пластики к слову

Вы начинаете исполнять басню перед вашими друзьями. Сначала вы максимально используете наработанную пантомиму и не столько рассказываете, сколько показываете, что происходит с героями басни. Но по мере того, как вы привыкаете рассказывать, вы какие-то элементы пантомимы выкидываете. В итоге у вас должно остаться несколько, но зато самых выразительных движений.

Шаг 15. Отработать разные варианты исполнения басни

На этом шаге этапе вы отрабатываете самые разные варианты исполнения. Вы должны уметь рассказать эту историю от лица любого из её персонажей. А так же от лица того, кто наблюдал её со стороны. Придумайте самых разных наблюдателей. Вашу фантазию никто не ограничивает. Ваша задача – научиться обращаться с текстом совершенно свободно. Иными словами – вы учитесь импровизировать – а это уже высший пилотаж актёрской игры.

Удачи вам на экзаменах!