Русский Бродвей

1

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

«Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 6

В предыдущих уроках мы проанализировали текст басни Крылова «Ворона и Лисица» и теперь пора подвести некоторые промежуточные итоги нашей работы.

Мы начали с анализа поведения Лисицы (Урок 1, Урок 2 и Урок 3), так как начинать разбор любой басни лучше с изучения действий того персонажа, который действует наиболее активно.

Затем мы разобрали более сложное поведение Вороны (Урок 4 и Урок 5).

Одновременно мы выяснили (Урок 5), какой смысл вложил Крылов в начальные строки басни: «Уж сколько раз твердили миру» и т.д.

Анализ показал, что действия Лисицы гораздо проще и понятнее, чем действия Вороны. Хоть Ворона вроде бы ничего не делает, а лишь сидит и слушает, на самом деле её действия гораздо интереснее. Она живёт бурной внутренней жизнью, всё время переходя из одного эмоционального состояния в другое. Иными словами, играть Ворону гораздо интереснее, эта роль даёт актёру больше возможностей проявить себя.

Анализ законен, когда в басне вам всё ясно, и вы хорошо понимаете, какой смысл вложил Крылов в то или иное слово.

А если вы к тому же делали все задания, то вы поняли басню не только головой, но и всем телом, пережив все состояния её героев. Вы вспомнили себя и других людей в похожих ситуациях. Но самое главное – вы вспомнили и натренировали пластику , все движения тела в подобных состояниях. И теперь можете их повторить, сыграть.

Если обобщить всё сказанное, то предварительная работа над текстом имеет следующие цели:

а) проанализировать текст и найти точную, соответствующую замыслу автора, трактовку басни:

б) спасти вас от штампов – избитых приёмов исполнения – и помочь вам найти то уникальное, что выделит вас на фоне других абитуриентов. Основа этой уникальности – ваш личный жизненный опыт, которого нет больше ни у кого;

в) освоить способ, которым можно пробудить в себе творческий подъём, желание играть;

г) определить действия персонажей басни и разбить их на простые, элементарные действия;

д) найти и заучить пластику элементарных действий персонажей. Это итог и главная цель предварительной работы; каждому состоянию соответствует своя пластика, а её повторение вызывает нужные эмоции.

Теперь, когда все это сделано, переходим к следующему этапу работы.

***

Задание 21

Составьте и сыграйте этюд-пантомиму, где вы, без единого слова, покажете всё, что случилось с Вороной. Сначала то, что она делала до того, как нашла сыр; затем, во всех подробностях, что было с ней дальше, и, наконец, как она вела себя, поняв, что её надули. Для этого вы объединяете в единое целое лучшие наработки предыдущих заданий.

Вы репетируете непрерывное существование в роли Вороны. Ваша цель – освоить все переходы от одного её состояния в другое, показать, как одно действие и эмоциональное состояние сменяется следующим.

Пантомима может быть сколь угодно большой. Если вам «по кайфу» подробно играть какое-то состояние Вороны – играйте. Никогда не прерывайте игру, если она доставляет вам удовольствие.

Чтобы легче выполнить задание, напишите сценарий пантомимы – простое перечисление последовательности действий Вороны и её эмоциональных состояний.

***

Задание 22

Составьте и отрепетируйте пластический этюд, который последовательно покажет всё поведение Лисицы, включая её поведение до и после рассказанной Крыловым истории.

И тоже начните с написания сценария.

***

Ниже мы приводим примеры сценариев обеих пантомим. Но сначала всё же попробуете написать свои варианты. Знания и умения приобретаются не чтением, а практикой. Не забывайте, что слово актёр происходит от английского to act – действовать. Действуйте!

***

Вот как, примерно, может выглядеть сценарий пантомимы Вороны.

Она ищет еду, заглядывая во все углы, она жутко голодна. Но еды нигде нет. Она злится, она раздражена. И в этом состоянии она просит Бога послать ей еду. Даже не просит, а требует. Это её бунт против Бога. Она его проклинает.

И тут она видит сыр. Она в шоке. Этого не может быть! Она только что была в этом месте, и сыра тут не было. А теперь он лежит. Она не верит своим глазам. Она подходит к сыру, чтобы убедиться, что это – мираж..

Но это сыр. Огромный кусок замечательного сыра. От него идёт такой запах! Она в восторге от своей находки, смеётся: сжимает от радости кулаки, – Это супер!

И тут её прошибает догадка, что сыр ей послан Богом! Она в испуге замирает, втянув голову в плечи, боясь шевельнуться. Точно – сыр послал Бог! Он её услышал.

Она испуганно смотрит вверх, туда, где живёт Бог. Теперь её наполняет совсем иная радость, ведь то, что случилось – чудо! Молитва дошла. Бог её услышал.

Продолжая глядеть вверх, она вдруг осознаёт, что минуту назад она богохульствовала, проклиная Бога. Она пугается, она должна искупить свою вину, вымолить прощение.

Она берёт сыр и громоздится на возвышение, делая Богу знаки, чтобы он её увидел, привлекая его внимание: вот я, Господи! И затем она просит у него прощения. Она благодарит, клянётся, что оправдает его доверие. Просит и дальше её не оставить.

И тут вдруг понимает, что сыр – это только начало! Это знак Бога! Он выделил её из всех живых существ. – Она в шоке от этой мысли. И она решается просить Его исполнить самую затаённую её мечту – сделать её царицей. Сначала она просит робко, но постепенно смелеет и смелеет. Она его уговаривает, убеждает это сделать. Приводит доказательства, почему именно она должна быть царицей. «Я же этого достойна!» Она убеждает его, что лучше неё, Вороны, никто не сможет управлять этой страной!


И она уже представляет, как её коронуют. Её захватывают сладостные мечты, она видит себя царицей. Картины, одна заманчивей другой, возникают сами. Она уже живёт в этих картинах, она уже внутри этого фильма. Она счастлива! Она – царица! Блаженно-идиотская улыбка сама выступает на её физиономии…

И тут она слышит шорох.

Она смотрит вниз и видит Лисицу. И слышит её слова. «Голубушка, как хороша!»

Что это значит? –  Ворона удивлена, она не понимает. Никто никогда не говорил ей, что она хороша собой. Поэтому она думает, что слова Лисицы адресованы кому-то другому. Ворона смотрит в одну сторону, в другую, чтобы увидеть того, кому они адресованы. Но рядом – никого. Ошалевшая Ворона недоверчиво смотрит на Лисицу и слышит продолжение: «Ну что за шейка, что за глазки».

И тут до неё, наконец, доходит, что слова обращены к ней. И она в шоке замирает, не смея этому поверить.

А Лисица продолжает, и нет сомнений, слова адресованы ей.

И Ворона вдруг понимает, что появление Лисицы – это ответ Бога на её молитву сделать её царицей. Значит всё, о чём она только что мечтала, начинает сбываться! Лисица говорит именно то, что только что в своих мечтах Ворона слышала от своих подданных.

А слова Лисицы продолжают литься бальзамом, она говорит, что Ворона должна быть царицей.

Ворона снова смотрит вверх: Её охватывает восторг. Господи, слава тебе! Свершилось!

И она не может сдержать чувств. Её захватывает восторг, она ликует, она поёт от радости! Конечно, я умею петь! Смотрите и слушайте, как я это делаю!

И она снова смотрит на Лисицу, чтобы увидеть её реакцию на своё пение. Но Лисицы нет. Куда она делась? – Ворона растерянно смотрит по сторонам и, где-то далеко, видит убегающую с сыром Лисицу.

И тут до неё начинает доходить, что на самом деле произошло. – Её обманули! Эта сволочь её надула! Караул!

И она снова смотрит вверх. Господи, да как же так?! Ты же обещал сделать меня царицей. Я тебе поверила. А ты… И она возмущается. Что ты за бог, если ты создал такой несправедливый мир!. Её вера в бога убита! Она его проклинает. Она ему грозит.

Вот примерный сценарий, описывающий физические действия Вороны. Вот примерное содержание вашей пантомимы.

***

Повторяйте и повторяйте пластику Вороны до тех пор, пока не отшлифуете все переходы. Ваше существование в образе должно быть непрерывным.

***

Теперь примерный сценарий пантомимы Лисицы, сценарий её физических действий.

Лисица куда-то бежит. Она погружена в свои мысли (решите, о чём она думает). И вдруг останавливается, будто налетев на стену.

Не понимая, что её остановило, она смотрит по сторонам, принюхивается. И только тут чует вкусный запах. Поразительно вкусный запах! Слюнки потекли. Она облизывает губы. Но ещё неясно, откуда он. Она возбуждённо принюхивается и замирает, увидев огромный кусок сыра – она видит только его. (Представьте, что вы увидели на скамейке парка пачку денег). Лисица в восторге на него смотрит, облизывая губы, представляя, как будет его ест. И только тут замечает Ворону. (Продолжая пример с пачкой денег: вы уже готовы их схватить, но тут замечаете, что на скамейке сидит человек).

Лисица замерла. Она внимательно смотрит на Ворону, пытаясь понять её состояние. У той совершенно дурацкая физиономия. Похоже, Ворона о чём-то мечтает, ничего не видя вокруг. Лисица ещё не знает, что будет делать, но ясно, что надо быть очень осторожной, чтобы не спугнуть Ворону.

Лисица улыбается своей самой доброжелательной и ласковой улыбкой, демонстрируя это же пластикой тела. Она осторожно подходит, пытаясь привлечь внимание Вороны чуть заметными движениями. Но та ничего не видит, и Лисица к ней обращается, шепча первую фразу.

Поняв, что привлекла внимание Вороны, Лисица улыбается, кивает, чуть приседает, подтверждая этими движениями, что говорит с Вороной. Она всем своим видом демонстрирует ей свой восторг – голова поднята вверх, широко раскрытые глаза прикованы к предмету обожания, каждое движение выражает счастье. Она качает головой, не веря своему счастью, вздымает руки вверх, посылает воздушные поцелуи. Движения её рук как бы помогают словам лететь ввысь, к предмету обожания и восторга. Она в восторге кусает пальцы, приседает, топчется, подпрыгивает – короче, ведёт себя, как фанатка при виде звезды эстрады.

И вдруг Лисице приходит гениальная мысль! Она так ей потрясена, что испуганно прикрывает ладонью рот и приседает. Идея действительно гениальна – Ворона не удержится, откроет рот и выронит сыр! Лисица качает головой, не веря себе, она в шоке. Она переживает самый искренний восторг. Надо только убедить Ворону, что истинная причина восторга – мысль сделать Ворону царицей. Буйный восторг обожания, сменился на тихий восторг поклонения. И Лисица умоляет Ворону спеть, умоляет её стать царицей, может, она даже опускается на колени со слезами на глазах.

Но тут же хватает падающий сыр и бросается наутёк.

Она бежит, ликуя. Она в восторге от своей сообразительности.

А, прибежав с сыром домой, катается по полу, хохочет, проигрывая всю сцену, передразнивая и Ворону, и себя.

***

Примерно так же подробно должны быть прописаны и ваши сценарии. Чем подробнее вы их пропишите, тем лучше сыграете каждую пантомиму.

Отрепетировав их, покажите результаты вашей работы своим друзьям.

Когда почувствуете, что у вас всё получаетесь, переходите к следующему занятию – «Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 7.