Русский Бродвей

1

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

«Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 4

За предыдущие занятия – Урок 1, Урок 2 и Урок 3.- мы уже многое проанализировали в басне Ворона и Лисица. Вы выполнили достаточно заданий, чтобы разобраться в поведении людей в ситуации, описанной Крыловым. Но поведение Вороны ещё не до конца ясно.

Ворона искренне верит тому, что говорит ей Лисица. Но почему она верит? Ведь какие-то слова Лисицы звучат просто издевательски! И, тем не менее, Ворона им верит. Почему?

Мы должны обязательно найти ответ на этот вопрос. Какую бы басню вы ни готовили, вы должны абсолютно всё понимать в поведении её персонажей. Члены приёмной комиссии могут поинтересоваться, почему вы читаете басню так, а не иначе, и вы должны знать, что им ответить.

Итак, почему Ворона верит лести? Почему Лисица её «разводит»?

Давайте рассуждать.

Представьте себе такую ситуацию:

Живёт очень некрасивый, даже уродливый человек. И он хорошо знает, что он уродлив. Как он поведёт себя, если вы ему вдруг скажете, что он неписаный красавец? – Скорее всего, он решит, что вы над ним издеваетесь, и обидится.

Но такая реакция будет только в том случае, если он действительно знает про себя, что он некрасив и уродлив.

Ну, а если, в глубине души, он считает себя красавцем? Как тогда он себя поведёт? – Скорее всего, он примет ваши слова за чистую монету и им поверит.

В жизни вы наверняка были свидетелями подобных сцен. Варианты сцен могли быть самые разные. Дураку говорят, что он умный, и он серьёзно кивает. Человек плохо сделал работу, ему с иронией говорят, что он сделал её классно, и он принимает эти слова всерьёз. Родители часто хвалят несмышленого малыша за то, за что взрослому досталось бы. Внешне ситуаций вроде бы разные, но суть их одна.

Снова обратитесь к своему жизненному опыту.

Задание 17

Подробно вспомните и опишите подобные ситуации.

Вы были свидетелем этой сцены? Или действовали сами?

Кто были её участники? Подробно вспомните и опишите их.

Что делал тот, кто говорил слова лести? – Издевался? Иронизировал? Насмехался?

Он делал это по-доброму или зло?

Как реагировал тот, кто слушал?

Постарайтесь подробно вспомнить его пластику – все его движения.

Какое его движение было основным, по которому можно было заключить, что он так и не понял, что над ним смеялись?

Расскажите всё как можно подробнее. Ведь что происходит, когда вы пытаетесь в мельчайших деталях описать поведение человека? – Вы вызываете в памяти его образ. Вы сосредотачиваетесь на нём. Вы удерживаете его. Это очень полезное упражнение развивает внимание – качество, без которого невозможно стать хорошим актёром. При этом вызванный вами образ не является неподвижным. Он двигается, он живёт. Его движения заражают вас, и вам хочется их повторить. Вами овладевает творческий импульс, и вы начинаете играть. В этом смысл заданий, которые мы вам даём.

***

Если вы точно вспомнили и описали какие-то сцены, вы можете прислать свои описания нам. Чем больше будет на сайте ваших наблюдений, тем интересней и плодотворней мы сможем построить наши занятия. Очень важно, чтобы вы имели возможность опереться не только на свои наблюдения. Сайт Русский Бродвей – это место, где вы можете поделиться своим опытом освоения актёрской профессии.

***

Но возвратимся к басне…

Похоже, мы нашли ответ на вопрос, почему Ворона верит словам Лисицы. – Ворона ей верит потому, что считает слова Лисицы правдой. Слова Лисицы совпадают с тем, что Ворона сама про себя думает.

Поэтому сейчас мы попробуем прочитать тайные «мысли» Вороны, угадать то, о чём она «позадумалась», сидя на дереве.

Мы утверждаем, что в этот момент Ворона думает о себе. Всё её мысли «о себе любимой», о том, что она птица особенная, самая лучшая из всех пернатых.

Вдумайтесь, что значит фраза, с которой Крылов начинает рассказывать эту историю:

«Вороне где-то Бог послал кусочек сыру».

Она не просто нашла или украла сыр – ей его Бог послал!

А Бог не всем посылает. Он посылает только избранным, самым лучшим, самым достойным. Сыр – не просто еда, это знак особой милости Бога. Ворона потому и не ест его сразу. А раз Бог её выделил, значит, Он и дальше будет ей помогать.

Ворона давно знает про себя, что она самая лучшая, самая достойная. Просто ей до сих пор не везло. Но сегодня полоса невезения кончилась. Сам Бог послал ей сыр. Ворона «позадумалась» именно об этом. Она предаётся мечтам о том, что – наконец-то! – в её жизни наступила полоса везения. Она видит в своих мечтах, как Бог начинает ей помогать. Сыром дело не окончится, должно ещё что-то произойти, в результате чего она станет царицей! Она уже представляет себя на троне.

И тут она слышит Лисицу, которая озвучивает ровно то, что Ворона только что сама думала. Поэтому Ворона и верит Лисице.

Всегда, во все времена, льстец добивается своих корыстных целей именно тем, что озвучивает тайные мысли того, кому льстит. Поэтому тот и не возражает. Он слышит от льстеца то, что сам про себя думает. Вспомните себя, когда вам льстят. – Разве это не так? – Это общее свойство всех людей.

Проделайте очередное упражнение

Задание 18

Сядьте, закройте глаза и представьте себя на месте Вороны, которая мечтает, что она стала царицей.

Представьте свою коронацию, инноугурацию. Вас возводят на трон. Весь животный мир у её ног. Лев ползёт к вам на брюхе и просит прощение за то, что царём был он. «Прости, я не замечал твоих достоинств раньше. Но теперь я всё понял – царицей достойна быть ты и только ты». И вы его милостиво прощаете. Павлины, Орлы и прочая пернатая сволочь, которая раньше не обращала на вас внимания, рвёт на себе перья и тоже просит прощения. Все произносят речи. Все, наконец, прозрели и поняли что Ворона – самая умная, самая красивая и самая достойная, чтобы руководить страной. Вам несут подарки от иностранных государств. Чего тут только нет! – и ай-пэды, ключи от Бентли и личного самолёта.

Короче, нафантазируйте как можно больше. Погрузитесь в мечты по-полной, ничем себя не ограничивая.

А затем ответьте на вопросы:

Какова была пластика вашего тела в минуты подобных мечтаний?

Когда вы мысленно представляли обращённые к вам хвалебные речи, вы делали какие-то движения? Как вели себя при этом ваши руки?

Вы при этом улыбались или нет? Какое выражение было у вашей физиономии в эти минуты? Было на вашем лице ликование или было что-то ещё? Что?

Повторите упражнение ещё раз. Теперь уже запоминая свою пластику.

Делайте это упражнение каждый день на протяжении недели. До тех пор, пока до мельчайших деталей не запомните свою пластику.

***

Все задания, которые мы вам даём, повторяйте каждый день. Актёрский тренинг – это та же тренировка у спортсменов, лишь регулярные тренировки ведут к успеху.

***

Проделав задания этого урока, переходите к следующему – «Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 5