Русский Бродвей

1

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

«Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 3

Основная задача анализа басни – определить действия персонажей. Когда актёр точно знает, что в каждый конкретный момент делает его герой, ему есть что играть.

Анализ басни всегда лучше начинать с рассмотрения действий того персонажа, который действует наиболее активно. Понять его действия гораздо проще. Поэтому мы начали наш анализ с разбора действий Лисицы. (см. «Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 1 и «Ворона и лисица». Работа над басней.Урок 2).

Но что делает Ворона? Как играть её?

Никаких особых действий с её стороны не наблюдается. Ну, нашла сыр, взгромоздилась с ним на ель. Собираясь позавтракать, о чём-то «позадумалась». Затем выслушала всё, что говорила Лисица и, наконец, голова её вскружилась, и она каркнула. Вот все действия Вороны, которые описал Крылов. Что здесь играть актёру?

И опять, помочь нам может только анализ нашего личного жизненного опыта.

Мы уже знаем, что основное действие Лисицы – льстить. Поэтому, давайте вспомним, как словари определяют это слово.

Льстить – хвалить, преследуя какую-то скрытую цель.

Льстить – хвалить из корыстного желания получить что-то взамен.

Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.

Льстить – доставлять удовлетворение какому-нибудь чувству. Например, льстить своему самолюбию.

То есть, если оставить в стороне цель лести, то на первый план выступает глагол хвалить. Вот отсюда мы и переходим к анализу вашего личного опыта.

Вспомните, как вы себя ведёте, когда вас хвалят. Вы ведь не просто тупо слушаете, вы как-то реагируете на то, что вам говорят. Ведь вам говорят слова, которые вам очень приятно слушать.

Приступайте к выполнению очередного задания. Помните, нет смысла просто читать наши советы, не выполняя задания. Наши статьи – в первую очередь инструкции, где описана последовательность того, что вы должны проделать самостоятельно, чтобы понять профессию актёра. Нет смысла переходить к следующим шагам, если вы не сделали предыдущие.

Задание 13

Вспомните, что вы чувствуете, и как вы себя ведёте, когда вас хвалят. Постарайтесь можно подробнее описать своё состояние в эти моменты.

Что вы чувствуете, когда вас хвалят?

Вам приятно это слышать?

Вы смущаетесь или нет?

Вы молча принимаете похвалы или как-то возражаете?

Вы пытаетесь остановить говорящего? Или, наоборот, хотите, чтобы он продолжал, и ваши попытки его остановить не совсем искренние?

Как ведёт себя ваше тело, когда вас хвалят?

Что делают руки?

Вы смотрите в глаза тому, кто вас хвалит или смотрите куда-то ещё? Куда вы смотрите?

Что происходит с вашим лицом, когда вас нахваливают? Оно начинает расплываться в улыбке?

Вы пытаетесь скрыть выражение своего лица от того, кто вас хвалит?

Если вы вдруг захотите сыграть то, что вспомнили, если вам вдруг захочется двигаться так же, как вы двигались тогда – отлично! Значит, вы пробудили творческое состояние. Теперь главное – запомнить пластику тела, как вы – лично вы – двигаетесь, когда вас хвалят.

Продолжаем.

Бывает ли так, что похвалы слушать неприятно?

Попробуйте определить, в каких случаях вам приятно слушать похвалы, а в каких – нет.

Чем больше вы вспомните, тем лучше.

И приучайте себя обязательно всё записывать. Это вам очень пригодится в дальнейшем.

***

Когда вы опишите своё состояние и своё поведение, переходите к следующему заданию.

Задание 14

Вспомните, как ведут себя другие люди, когда их хвалят. Подробно опишите их пластику. Как двигались их руки, плечи? Какое выражение было на лице?

Ведь кто-то не принимает похвалы, и тогда вы наблюдаете своеобразные жесты отталкивания – это очень характерные жесты, когда человек как бы хочет оттолкнуть от себя то, что он слышит.

А другим нравится – и преобладают жесты принятия.

Опишите все жесты, попробуйте очень наглядно представить их в своём воображении.

Если вам захочется – обязательно сыграйте, повторите их.

ВНИМАНИЕ: Не играйте, если вам этого не захотелось. Если нет внутреннего импульса, вы неизбежно станете наигрывать – этого надо избегать. Обязательно сначала должно возникнуть желание сыграть.

***

Задание 15

После того, как вы исчерпаете свою память, идите к своим друзьям и знакомым. Найдите, за что их можно похвалить и начните нахваливать. При этом внимательно наблюдайте за их реакцией. Как можно подробнее запомните их пластику – движение тела, рук, головы, глаз, жесты отталкивания или притягивания.

Обратите внимание на то, как по-разному реагируют на похвалу разные люди.

Ваша задача – собрать «коллекцию» разных людей, которые по-разному ведут себя в одной и той же ситуации.

***

А теперь переходите к самому творчески интересному заданию.

Задание 16

Отрепетируйте пантомиму, где вы будете изображать, как ведут себя, когда их хвалят разные люди. Это должна быть именно пантомима – номер, где ваши герои ничего не говорят.

Покажите этот номер своим друзьям. Выслушайте их замечания. Внесите в пантомиму необходимые изменения. Повторяйте её снова и снова. Вы должны отточить и запомнить движения ваших героев. Они должны быть доведены до автоматизма.

Имейте в виду. На экзаменах абитуриентов часто просят прочитать ту же самую басню ещё раз, изменив при этом характеры её персонажей. Если у вас будет наработана пластика поведения разных лиц в одних и тех же ситуациях, справиться с подобным заданием вам будет гораздо легче.

Только наработав всё это переходите к следующему тексту – «Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 4