Русский Бродвей

1

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

«Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 2

На первом занятии мы показали, с чего надо начинать готовить басню к экзамену. Первый шаг – определение основного действия персонажа и поиск аналогичных ситуаций в вашем личном опыте. Надеемся, вы не только составили список сцен лести, участниками или свидетелями которых были, но и попытались вспомнить эти ситуации как можно точнее и ярче. Если вы это не сделали, мы советуем вам всё же вернуться к началу и проделать эту работу, см.:«Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 1

Если вы эту работу проделали, то идём дальше.

Итак, главное действие Лисицы – льстить. Именно это она делает, когда говорит с Вороной. Но обратите внимание, что льстить она начинает не сразу. До этого она делает массу более мелких действий.

Попробуйте вспомнить, что она делает. Затем снова перечитайте басню «Ворона и лисица».

Крылов так описывает действия Лисицы после того, как она почуяла сыр.

Она на цыпочках подходит к дереву, вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит. – Зачем Лисица всё это делает? Что означает её поведение? Ведь Ворона сидит, задумавшись, погрузившись в какие-то свои мысли, и Лисицу она не видит.

Ищем ответ на вопрос в личном опыте.

Задание 6

Вспомните и опишите, как вы себя ведёте, когда вам надо заговорить с человеком, который о чём-то задумался и вас не видит.

Что вы делаете, прежде чем начнёте разговор с ним?

Как вы к нему подходите?

Как при этом двигаетесь?

Как дышите?

Куда устремлён ваш взгляд?

Думаете ли вы в этот момент о том, что не должны его напугать? Что вы делаете, чтобы не напугать его?

***

Не стоит читать текст этого урока дальше, пока вы не ответите на эти вопросы.

Если же, ища ответы, вы вдруг почувствуете, что вам хочется сыграть эту сцену – начинайте играть! Мы для того и задаём вам эти вопросы, чтобы вы поняли, какими способами можете вызвать в себе творческое состояние.

Если вы прямо сейчас начнёте тренировать в себе умение вызывать творческое состояние, вы сможете вызвать его и на экзамене.

***

Продолжаем.

Итак, вы вспомнили, как ведёт себя ваше тело, когда вы подходите к глубоко задумавшемуся человеку. Чтобы не испугать, вы должны сначала осторожно вывести его из состояния задумчивости. Желательно, чтобы он узнал о вашем присутствии прежде, чем услышит ваш голос.

Ровно эта задача и стоит перед Лисицей. Поэтому она подходит к дереву на цыпочках, начинает говорить очень тихо, чуть дыша.

Но нет ли у Лисицы и другой задачи, кроме этой – не спугнуть?

Опять ищем ответ в своём личном опыте.

Допустим, вы хотите попросить у человека что-то для вас важное.

Скажите, вы обратитесь к нему, если видите, что он в плохом настроении? Скорее всего – нет. Вы подождёте, когда его настроение улучшится.

То сеть, прежде, чем обратиться к человеку, вы всегда сперва оцениваете его состояние, и лишь затем начинаете разговор. Начав излагать просьбу без учёта его состояния, вы рискуете не добиться того, что вам от него нужно.

Опять обращаемся к вашему личному опыту.

Задание 7

Вспомните и опишите ситуацию, когда вам надо было начать важный разговор.

Кто был этот человек?

О чём вы хотели с ним говорить? Что вам от него было нужно?

Что вы делали, прежде чем сказать первые слова? К чему было приковано ваше внимание? Куда были устремлены ваши глаза?

Чем человек был занят, что он делал, когда вы к нему подошли? Попробуйте вспомнить ритм, в котором он тогда существовал.

Когда вы к нему подошли, ваш собственный ритм изменился? Вы перестроились на его ритм?

Как вело себя ваше тело до того, как вы заговорили? Какие движения вы делали? Как двигались ваши руки? Мышцы лица?

Подробно вспомните все движения вашего тела до начала разговора.

Чем лучше вы вспомните себя в подобной ситуации, тем понятнее для вас будет поведение Лисицы, и тем лучше вы прочитаете басню на экзамене.

Задание 8

Вспомните ситуацию, когда человек, от которого вам было что-то нужно, существовал в эти мгновения в каком-то ином ритме, отличном от первого случая.

Вспомните несколько самых разнообразных ситуаций.

Не читайте текст урока дальше, пока вы этого не сделаете.

***

Если вы выполнили эти задания, можно сделать некоторые выводы.

Итак, прежде чем начать разговор, мы оцениваем состояние человека. Очень часто это происходит абсолютно бессознательно. До того, как мы заговорим, наше тело уже начинает свой разговор с его телом. Оно само, без наших сознательных усилий «считывает» и расшифровывает едва заметные сигналы, которые идут от тела другого человека, от его рук, ног, глаз, лица, от ритма его дыхания. Ещё не сказав ни слова, мы уже ведём с ним разговор едва заметными движениями нашего тела. Пластика, движения нашего тела говорят нашему собеседнику иногда гораздо больше, чем любые слова. Если человек обращается к вам с ласковыми словами, но вы видите, что его кулаки крепко сжатыми, – вы чему больше поверите?

Но бывают ситуации, когда мы пристраиваемся к человеку абсолютно сознательно  Больше того, мы хотим специально показать ему это показать.

Поэтому прежде, чем начать разговор с Вороной, Лисица каждой своей мышцей демонстрирует ей свои добрые намерения. Она не только хочет обратить на себя внимание Вороны, вывести её из задумчивости, но и расположить к себе, понравиться, вызвать её доверие. Вот как описал это Крылов:

«Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!»

В жизни всё точно так же. Льстец всем своим видом показывает своё обожание тому, от кого он хочет чего-то добиться. Сначала льстит его тело, и лишь потом вступают в дело слова.

То же самое происходит в театре и кино. Не столько произносимые слова заражают зрителей, сколько пластика актёра, его физические движения. Даже если они практически незаметны. Именно поэтому мы начали наш разговор о басне с примера спортивных соревнований (см: Как выбрать басню).

***

Но разбираем поведение Лисицы дальше

Свои первые слова она произносит тихо.

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!»

Какое конкретное действие она делает, произнося их?

Вспомните задания, которые вы делали ранее (Урок 1). Вспомните, как вы сами начинаете льстить? Как вели себя люди, которых вы наблюдали в подобных сценах?

Вы начинаете с малых доз лести, вы начинаете с небольшой похвалы. Вы проверяете, насколько ваш собеседник готов принять вашу лесть.

Лисица делает то же самое. Она проверяет, она ждёт реакции. Насколько Ворона готова слушать такое? Насколько она готова принять лесть? – Ведь могла бы и не принять. Но она принимает. А раз так, то можно увеличить дозу:

«Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!»

Ворона и это заглатывает. Ей очень нравится, она слушает. Значит, она попалась и дальше можно грузить всё, что хочешь:

«Какие перушки! какой носок!»

Эти слова – почти издевательство, но Ворона уже ничего не замечает.

Как видим, речь Лисы – не монолог. Это диалог, но диалог без слов Вороны. Это диалог в том смысле, что Лисица получает молчаливые ответы Вороны. И, получив их, идёт дальше.

Теперь, когда мы разобрали линию поведения Лисицы, линию поведения льстеца, вам надо усвоить этот урок на практике.

Задание 9

Порепетируйте в жизни. Польстите своим друзьям, знакомым. Посмотрите, как и на что они реагируют. Обратите внимание на то, в каких случаях ваша лесть работает лучше, в каких – хуже. Попытайтесь понять – почему так происходит.

Задание 10

Сходите в магазины, на рынки. Посмотрите, как работают хорошие продавцы, как они льстят покупателям, подталкивая их к покупке того или иного товара.

Задание 11

И как можно больше рассказывайте своим друзьям увиденные вами сцены, показывайте им поведение увиденные вами людей, наиболее смешные и, интересные моменты конкретных ситуаций. Так вы найдёте искомый вами персонаж – Лисицу.

Задание 12

Как можно больше наблюдайте самих себя. Ваша задача – как можно точнее уловить, как вы сами себя ведёте в подобных ситуациях. И обязательно записывайте все свои наблюдения.

Обязательно проделайте всё, что мы вам рекомендуем прежде чем перейти к следующему занятию. «Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 3