Русский Бродвей

1

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

«Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 1

Эти и последующие уроки посвящены тому, как и в какой последовательности надо готовить басню к экзамену в театральное училище. Особенности этой работы мы рассмотрим на примере басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица».

Технология этой работы универсальна, она подходит практически для любой басни. Поэтому мы советуем вам выполнять все те задания и упражнения, которые мы предложим. Просто читать наши статьи – бессмысленно. Истинное знание вы получаете лишь тогда, когда что-то делаете сами. Поэтому, даже если вы готовите для экзамена другие басни, делайте все наши упражнения. Только так вы приобретёте опыт, который пригодится вам для самостоятельной работы.

Начните работу с того, что перечитайте басню «Ворона и лисица».

***

Два слова о том, почему не стоит сразу, без подготовительной работы и анализа, заучивать басню наизусть.

Дело в том, что велика вероятность, что эту же самую басню кроме вас подготовит ещё человек десять. И к моменту, когда подойдёт ваша очередь, экзаменаторов уже будет тошнить от одного её названия. Поэтому ваше исполнение должно выделяться, иметь какую-то изюминку.

К том случае, когда вы сразу учите наизусть, ваше исполнение, скорее всего, будет походить на традиционное исполнение этой басню. Ваша же задача – быть оригинальным и отличаться от остальных.

Но если эту басню исполняли уже тысячи человек, что нового и оригинального может быть в её исполнении? – спросите вы.

Отвечаем, – новым и оригинальным можете быть только вы сами.

Ведь того жизненного опыта, который есть у вас, нет больше ни у кого.

А цель всей предварительной работы – не только хорошо понять текст, но и найти в нём то, что соответствует вашему жизненному опыту и вашим актёрским данным. Только этим и можно заинтересовать членов  приёмной комиссии. Поэтому никогда не жалейте время на эту работу.

***

Как мы уже говорили в статье Как выбрать басню, первое, что мы должны сделать – точно определить действия персонажей басни.

В басне «Ворона и Лисица» два персонажа. С кого лучше начать анализ? Начинать лучше с того персонажа, который активно действует. Именно его действие и двигает всю историю. В нашем случае – это Лисица. Понять Ворону сложнее. Она вроде бы ничего и не делает: просто сидит и слушает, не говоря ни слова.

С Лисицей же просто. Крылов сам нам подсказывает, говоря, что его история про лесть и льстеца. Значит, Лисица льстит. Льстить – это её действие.

Но что значит – льстить? Прервите чтение и попробуйте дать определение этому глаголу.

Не очень просто, правда?

Поэтому первый шаг при анализе любого текста – заглянуть в словарь. В тексте не должно быть ни одного слова или выражения, значение которого вы знаете неточно. Даже если вам кажется, что вам всё ясно, всё равно уточните в словарях определение ключевых слов текста. Это поможет вам более глубоко понять замысел автора. Ведь он почему-то использовал именно эти слова для выражения своей мысли.

Поэтому, уточним значение слова льстить. Вот что говорят словари.

Льстить – хвалить, преследуя какую-то скрытую цель.

Льстить – хвалить из корыстного желания получить что-то взамен.

Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.

Льстить – доставлять удовлетворение какому-нибудь чувству. Например, льстить своему самолюбию.

Льстящий хвалит кого-то не потому, что тот хорош, а потому, что льстецу от него что-то нужно. Ровно это и делает Лисица. Её истинная и скрытая от Вороны цель – сыр. Лисица нахваливает Ворону только для того, чтобы получить сыр. Это – главное в басне.

Но это знают про эту басню все. Вы же должны наполнить текст вашим личным знанием и опытом, тем, что вы, и только вы, знаете о лести – это и есть та самая изюминка, которая отличит ваше исполнение «Вороны и Лисицы» от всех остальных.

Поэтому, начинаем работать. Ваша задача – извлечь из вашей памяти всё, что вы знаете о лести.

Всё, что вы вспомните, вы должны записать. Вам не только придётся то и дело возвращаться к этим записям, но и непрерывно дополнять их. Поэтому, заведите специальную тетрадь, куда будете всё записывать.Итак,

Задание 1.

Опишите ситуацию из жизни, когда вам – лично вам – приходилось льстить.

Вы должны описать её как можно подробнее. Чтобы помочь вам, мы приводит примерный перечень вопросов, на каждый их которых вы должны дать ответ. Записывайте свои ответы.

Кто был человек, которому вы льстили?

Где и когда это было?

Для чего вы льстили? Какова была ваша истинная цель, что на самом деле вы хотели добиться от этого человека? Почему это было вам так важно?

Стоял этот человек или сидел?

Вы сами стояли при этом или сидели?

Или, может быть, вы вместе шли?

Как вы вели себя тогда, какова была ваша пластика в этот момент – как двигалось ваше тело? Руки? Глаза? Как двигалась ваша голова?

Обратите внимание, что как только вы вспомните конкретную ситуацию, ваше тело «оживёт» и примет ту самую позу, которую принимало тогда. Вам захочется двигаться примерно так, как вы тогда двигались. Если это произойдёт и вы захотите встать и начать играть, изображая своё поведение в той ситуации – вставайте и играйте! Это то, ради чего мы всё это вспоминаем.

Но продолжаем наши вопросы.

Какова была мимика вашего лица? Какое было его выражение?

Вы смотрели в глаза этому человеку?

Что вы при этом говорили, на какие «клавиши» давили, когда нахваливали его?

С какой интонацией вы произнесли первые слова лести? С какой – последующие? В чём была разница?

Вы должны постараться всё вспомнить – до мельчайших подробностей.

Это задание одновременно является и упражнением на развитие внимания. Вспоминая, вы сосредотачиваете внимание на конкретной жизненной ситуации. вы начинаете жить теми эмоциями, которыми жили когда-то. А актёр обязательно должен уметь это делать.

Кстати, это одно из тех заданий, которое вы можете получить на собеседовании или коллоквиуме вступительного экзамена. Поэтому навыки погружаться в собственные воспоминания и жить ими надо тренировать и тренировать.

Задание 2

Снова вернитесь к вспомненной вами ситуации, но теперь уже с другой стороны.

А как реагировал тот, кому вы льстили? Как он вас слушал?

Какова была его пластика, как двигалось его тело, руки, глаза?

Какое было выражение его лица?

Если вам захочется сыграть, изобразить его поведение – изображайте!

Он пытался остановить вашу лесть?

Или он как-то поощрял её? Если – да, то как он это делал? Молчаливо или пытался что-то сказать?

Чем закончилась эта сцена?

Вы добились того, что хотели или нет?

Пытались ли вы использовать лесть снова по отношению к этому же человеку? Если да, то в следующие разы вы льстили точно так же, как и в первый, или как-то иначе? В чём  была эта разница?

***

Если вы всё это проделали, то нам уже не надо объяснять вам, насколько полезно это упражнение. Ваше тело оживает само, по какому-то посылу изнутри, отталкиваясь всего-навсего от каких-то там воспоминаний. Ваша пластика становится подвижной, вам хочется играть.

В работе над ролью надо идти только от себя. Это кратчайший путь к пониманию того, о чём рассказал в своей басне Крылов. Вы хорошо расскажете басню, если наполните её знакомым вам содержанием и будете зримо представлять, как это было в жизни.

Поэтому, наше следующее задание.

Задание 3

Точно так же подробно опишите как можно больше ситуаций и сцен, в которых вам приходилось льстить.

Вспомните, как вы льстите родителям, когда вам от них что-то нужно.

Вы льстите одинаково отцу и матери? или в этих случаях лесть принимает разные формы?

Как вы льстите своим преподавателям?

Друзьям?

Где начинается лесть в разговоре с тем человеком, которому вы хотите понравиться?

Обратите внимание на то, что разным людям вы льстили по-разному.

После того, как вы вспомните и опишите несколько разных ситуаций, попробуйте ответить на вопрос:

Вы льстите всегда одинаково? Или по-разному, в зависимости от ситуации?

***

Задание 4

А теперь вспомните и опишите сцены лести, в которых вы сами не участвовали, но свидетелями которых были. Вы видели эти сцены в школе, на улице, в магазине, на дискотеке.

Вспомните мельчайшие детали поведения того, кто льстил.

Постарайтесь увидеть эти сцены как можно ярче.

Где это было?

Кто льстил? Кому?

Чего льстящий на самом деле хотел добиться?

Как он себя при этом вёл? Как он при этом двигал руками? Каким было его лицо?

***

Задание 5

Попросите своих друзей рассказать о сценах лести, свидетелями которых они были.

Обратите внимание, что едва начав рассказывать об этих сценах, ваши друзья тут же начинают их изображать. В них тоже сразу просыпается актёрская натура.

Чтобы помочь им получше вспомнить, помогите им теми вопросами, которые мы предложили для описания человека, который льстит в Задании 1.

Придя домой, запишите их рассказы. Вы должны накопить как можно больше разных вариантов подобных сцен. Если вы хотите быть актёром, или просто человеком, который хорошо разбирается в людях, вам эти записи очень пригодятся.

Проделаете эту работу, и лишь потом переходите к следующему занятию – «Ворона и лисица». Работа над басней. Урок 2